Договор франшизы

Договор франшизы

Работа по договору франчайзинга в последнее время становится все более популярна в России. Подобная стратегия открытия собственного предприятия является хорошим плацдармом для старта, поскольку молодое предприятие (франчайзи) начинает работу не «с нуля», а под эгидой крупной, уже состоявшейся компании (франчайзера), пользуясь ее наработками и практическими рекомендациями по ведению бизнеса.

В Российской Федерации бизнес по франшизе пока еще недостаточно распространен, поэтому не регулируется законодательством, а по форме напоминает договор коммерческой концессии. При заключении договора франшизы следует помнить, что у каждого правообладателя имеются свои бизнес-процессы и регламенты, поэтому соглашение составляется в индивидуальном порядке.

Виды

При заключении соглашения между франчайзером и франчайзи составлять договор необходимо в обязательном порядке, поскольку этот документ четко обозначит права и обязанности обеих сторон, а также максимально обезопасит их от возможных рисков. Предметом франчайзингового договора выступает право на использование торговой марки правообладателя в течение оговоренного срока и некоторые сопутствующие функции, например, предоставление консультаций, пользование наработанной клиентской базой, имени бренда и т. д.

Различают несколько видов договоров франчайзинга (коммерческой концессии):

  • товарный – наиболее популярный вид, по которому правополучатель продает продукцию, произведенную и маркированную правообладателем (пример: продажа одежды, обуви, косметики);
  • производственный – предполагает передачу франчайзи запатентованной технологии производства продукции, а также обеспечение его необходимым сырьем и осуществление контроля за производственным процессом (пример: производство безалкогольных напитков);
  • сервисный – характерен для сферы услуг и предполагает передачу франчайзи права заниматься определенным видом деятельности под именем правообладателя с соблюдением корпоративного стиля франчайзера (пример: сети кафе-бистро).

Если стороны еще не пришли к окончательному решению, они могут заключить предварительный договор коммерческой концессии. Такой документ ни к чему не обязывает потенциальных партнеров, кроме одного – в течение определенного срока они должны определиться с условиями, после чего подписать соглашение. Предварительный договор коммерческой концессии не подлежит обязательной государственной регистрации.

Возможен также вариант заключения договора субконцессии, который предполагает наличие вторичного правообладателя и вторичного пользователя. В данном случае вторичным правообладателем выступает франчайзи, который изначально заключил договор франшизы с франчайзером, а впоследствии переуступил права.

Правовое основание

Договор коммерческой концессии является вариацией лицензионного договора – по крайней мере, в их отношении действуют одни и те же нормы Гражданского кодекса РФ. Документ составляется в письменном виде и подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. В самом документе должны быть прописаны следующие пункты:

  • предмет договора коммерческой концессии (согласно п. 1 ч. 2 ст. 1027 ГК РФ);
  • объем отчуждаемых прав (согласно п. 2 ч. 2 ст. 1027 ГК РФ);
  • условие о сумме вознаграждения (согласно п. 1 ч. 2 ст. 1027 ГК РФ) и форме его выплаты (согласно ч. 2 ст. 1030 ГК РФ).

Юристы рекомендуют непросто указать информацию в общем виде, но максимально раскрыть каждый пункт, подробно описав все возможные нюансы.

На что обратить внимание

Среди наиболее важных пунктов договора можно назвать:

  • указание права на использование товарного знака;
  • номер, дата регистрации товарного знака;
  • закрепление территории, на которую распространяется франшиза (если этот пункт не прописан в документе, франчайзи может работать в любом регионе);
  • условия расторжения договора;
  • размеры паушального взноса, роялти, маркетинговых сборов, выплаты за обучение, условия повышения;
  • срок действия, условия продления;
  • штрафы за несоблюдение принятых обязательств.

Важно! Все устные договоренности следует фиксировать на бумаге, чтобы потом одна из сторон не отказалась от устно сказанного. В частности, это касается франчайзера, который стремится привлечь франчайзи обещаниями всяческих благ, а на деле не исполняет своих обязательств.

Каждой из сторон рекомендуется внимательно прочитать каждый пункт договора перед подписанием. При необходимости требовать внесения корректив. Если что-то не понятно, лучше проконсультироваться с квалифицированным юристом, который разъяснит своему клиенту нюансы, что поможет избежать досадных недоразумений.

Договор коммерческой концессии

Ссылка на основную публикацию