Как проходит налоговая проверка ООО на ЕНВД

Контроль исполнения хозяйственным обществом обязательств перед бюджетом возложен на территориальные инспекции ФНС РФ. Порядок проведения налоговых проверок жестко регламентирован. Сотрудники надзорной службы не должны препятствовать деятельности организации. Им предписывается принимать во внимание режим работы и особенности системы обложения. В правила контроля плательщиков ЕНВД, разбирались специалисты.

Налоговая проверка организации на ЕНВД: виды, основания, порядок, сроки

Виды надзорных мероприятий

Классификация проверок приводится в ст. 87 НК РФ. Кодекс предусматривает возможность проведения:

  1. Камеральной ревизии. Сотрудники исследуют поданные обществом декларации и расчеты. Основанием становится поступление документов в инспекцию. Дополнительные сведения и материалы запрашивают исключительно в письменном виде при наличии противоречий или вопросов. Проверка проводится по месту расположения инспекции в форме стандартной сверки с правилами. Решение руководителя не выносится, а уведомление налогоплательщику не вручается. Анализу подлежат правильность применения формул, вычетов, прочих льгот. Провести мероприятие контролеры вправе в течение 3 месяцев с момента получения отчетности. Полная характеристика этого вида надзора представлена в ст. 88 НК РФ.
  2. Выездное мероприятие. Комплексная проверка назначается решением руководителя налогового органа. Сотрудники инспекции работают по месту нахождения общества. Исключение составляют случаи, когда у предприятия не имеется свободных помещений. Исследование охватывает 3-летний период деятельности. Ревизоры могут знакомиться с документами, опрашивать сотрудников, осматривать помещения, проводить инвентаризацию, привлекать экспертов (ст. 89 НК РФ).

В обоих случаях формальной целью является контроль соблюдения налогового законодательства. Фактически задачей инспекций становится доначисления. Ведомство практикует риск-ориентированный подход. В список проверяемых лиц включают налогоплательщиков, не отвечающие базовым критериям добросовестности. Перечень таких требований содержится в приказе ФНС РФ № ММ-3-6/333@ от 30.05.2007.

В практике используется и другая классификация.

Критерий Характеристика
ОчередностьСлужба ведет постоянный мониторинг. Анализу подвергается динамика отчислений, содержание отчетов, объем доходов и убытков предприятий. Налогоплательщики с высокой вероятностью правонарушений, попадают в план проверок. Документ разрабатывают ежегодно. Обязанности публиковать список, у ведомства нет (п. 3.1. ст. 1 закона 294-ФЗ от 26.12.2008). Узнать о предстоящей проверке практически невозможно.
Заверения в проведении плановых ревизий ООО не чаще одного раза в три года недостоверны. Мнение сложилось из-за ошибочного толкования закона 294-ФЗ. Назначить контрольное мероприятие руководитель инспекции может и в отношении недавно зарегистрированных фирм. Запретов в нормативных актах не содержится. Норма защищает бизнес лишь от неоднократных проверок по одному и тому же основанию (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Помимо плановых контрольных мероприятий, проводить разрешено и внеочередные. Основанием становятся реорганизация или ликвидация (п. 11 ст. 89 НК РФ). Причиной могут служить также сообщения третьих лиц о нарушениях (письмо ФНС РФ № ЕД-2-15/678@ от 30.05.2017)
Предмет проверки По этому критерию выделяют комплексные и выборочные ревизии. В первом случае оценке подвергается состояние налогового учета в целом. Инспекторы анализируют правильность применения режима, достоверность и полноту первичной документации, реальности хозяйственных сделок. Проверка проводится сплошным методом. Выборочный способ оценки охватывает отдельные участки учета. Это облегчает работу ревизорам, экономит время и позволяет получить представление о состоянии отчетности компании.

Особым направлением является ведомственный контроль. Его проводит не та ИФНС, в которую обычно сдается отчетность, а вышестоящая инстанция. Целью мероприятия является подтверждение достоверности результатов камеральной или выездной проверки.

Существует в практике и неофициальная классификация. Так, делить контрольные мероприятия можно по типу режима. По процессуальным аспектам проверка ООО на ЕНВД, не отличается от ревизий других компаний. Специфика будет заключаться в содержании исследования. Для этого налогового режима не имеет значения фактическая выручка. Ключевыми моментами становятся площадь торговой точки, количество работников, верность применения коэффициентов и т. д.

Нередко налоговая служба вовлекает в мероприятие и сотрудников иных ведомств. Самыми тщательными и опасными, с юридической точки зрения, являются совместные проверки ФНС и правоохранительных органов.

Основания проведения

Выездные контрольные мероприятия осуществляются по решению руководителя инспекции. Соответствующее правило закреплено п. 1 ст. 89 НК РФ. Документ оформляют с использованием унифицированной формы. Бланк утвержден распоряжением ФНС России № ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018 (действует с 04.01.19). В решении указывается:

  • фирменное наименование хозяйственного общества;
  • предмет контроля (перечень налогов);
  • период, за который будет проводиться проверка;
  • сведения об инспекторах.

О сроках вручения документа налогоплательщику в статье не упоминается. В письме ФНС России № ЕД-4-2/3936 от 10.03.2016 признается возможность извещения компании в момент явки ревизоров.

Случаи внеплановых выездных проверок не исключение. Решение выносится руководителем на основании сообщений о нарушениях, уведомлений о ликвидации или реорганизации (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание! Плательщики ЕНВД встают на учет по месту фактического ведения бизнеса (ст. 346.28 НК РФ). Это означает, что явиться с ревизией к таким обществам могут сотрудники разных инспекций.

Налоговая проверка организации на ЕНВД: виды, основания, порядок, сроки

Правила налогового контроля

Порядок оценки соблюдения компанией законодательства зависит от типа мероприятия. В каждой ситуации могут применяться разные нормы и требоваться специфические документы.

Требование

ВыезднаяКамеральная
СрокиДля выездных проверок период отсчитывается со дня принятия решения руководителем (п. 8 ст. 89 НК РФ). Завершить мероприятие предписывается в течение 2 месяцев. Продление допускается до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ). Исключения составляет контроль филиалов и представительств. Если проверка касается работы только обособленного подразделения, результаты необходимо подвести до истечения 1 месяца (п. 7 ст. 89 НК РФ).
При необходимости экспертизы, перевода или истребования сведений процедуру могут приостановить. Прервать проверку разрешено не более чем на полгода (п. 9 ст. 89 НК РФ). Дополнительное время в 3 месяца предоставляется в случае направления запросов в иностранные инстанции.
Ревизия охватывает 3-летние интервалы деятельности предприятия. Оценке подвергаются периоды, предшествовавшие году проверки (п. п. 4 и 10 ст. 89 НК РФ)
Сроки зависят от предмета контроля. Так, на изучение деклараций по НДС отводится 2 месяца. Продление допускается при обнаружении признаков нарушения (ч. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ). В остальных случаях норма позволяет проводить надзорное мероприятие в течение 3 месяцев. Отсчет производится с момента получения службой отчета. Для иностранных организаций срок увеличен в 2 раза.
К плательщикам ЕНВД применимо общее правило (3 месяца). От уплаты налога на добавленную стоимость такие организации освобождены.
При выявлении ошибок или нарушений инспекция запрашивает у общества пояснения и документы. На исполнение требования п. 3 ст. 88 НК РФ дает 5 рабочих дней
Полномочия ревизоров Права инспекторов перечислены в главе 14 НК РФ. Сотрудники контролирующего органа получают доступ к помещениям компании. Налогоплательщик должен исполнять только письменные предписания и запросы. Такой вывод следует из анализа ст. 23 НК РФ и положений приказа ФНС РФ № ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018. В требованиях должны содержаться точные названия и сведения о запрашиваемых документах.
В рамках выездного контрольного мероприятия проверяют бухгалтерские регистры, первичную отчетность, хозяйственные договоры, документацию отдела кадров. Полномочия ревизоров закреплены НК РФ:
* осмотр помещений (ст. ст. 9091);
* инвентаризация (ст. 89);
* допрос свидетелей и должностных лиц (ст. 90);
* экспертиза (ст.95);
* выемка (ст. 94);
* перевод документов (ст. 97).
При необходимости инспекторы обращаются за помощью к коллегам из других регионов. Порядок реализации ревизорами предоставленных полномочий подробно описан Методическими рекомендациями ФНС РФ (приказ № АС-4-2/13622 от 25.07.2013)
Полномочия сотрудников налогового органа закреплены ст. ст. 88 и 93 НК РФ. Камеральная проверка предполагает работу с документами. Инспекторы могут запросить конкретные бумаги либо настоять на даче письменных пояснений. При возникновении сомнений ревизоры вправе привлечь эксперта или специалиста (ст. ст. 9596 НК РФ). В рамках мероприятия разрешается направлять запросы в отечественные и иностранные ведомства, а также обращаться за услугами к переводчика
Оформление результата По завершении контрольного мероприятия инспекторы обязаны составить ряд протоколов, актов прочих документов. Результаты проверки отражают в итоговой справке. Форма утверждена распоряжением ФНС России № ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018.
В течение 2 месяцев со дня оформления справки составляют акт. Бланк введен все тем же распоряжением налоговой службы (п. 1 ст. 100 НК РФ). Документ с приложением всех материалов вручают уполномоченному представителю общества не позднее 5 дней. На предъявление письменных возражений налогоплательщику отведен 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ)
Акт оформляют до истечения 10 суток после завершения камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Правила вручения документа и оспаривания выводов контролеров не отличаются от порядка, применяемого при выездном мероприятии

Рассмотреть материалы налоговой проверки инспекция обязана в течение 10 дней. Решение выносят после завершения срока, предоставленного обществу на возражения. Продлить период разрешено не более чем на 1 месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Рассмотрение дела ведется в присутствии представителей компании. О месте, времени и дате заседания фирма извещается письменно. Неявка не препятствует процедуре. Ход слушания протоколируется. Об итогах заседания общество уведомляют в течение 5 суток, путем вручения одного экземпляра решения.

Если предприятие привлекают к ответственности, принимают обеспечительные меры. Их перечень закреплен п. 10 ст. 101 НК РФ:

  • запрет отчуждения имущества без разрешения налоговой службы;
  • приостановка операций по банковским счетам.

По ходатайству налогоплательщика меры можно заменять поручительством третьих лиц, банковской гарантией или залогом ценных бумаг (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание! Выявление в ходе проверки признаков налогового преступления, является основанием передачи материалов в следственные органы. Юридическим обоснованием таких действий становится п. 3 ст. 32 НК РФ.

Какие документы нужны

Контрольные мероприятия плательщиков ЕНВД имеют определенную специфику. Инспекторы оценивают правомерность применения специального режима, анализируют заявленные показатели и верность расчета облагаемой базы. Предметом проверки становится соблюдение организацией законодательства о страховых сборах, а также исполнение обязанностей налогового агента. Нередко внимание ревизоров привлекает и порядок выплаты учредителям дивидендов.

Инспекция запрашивает:

  • декларации по ЕНВД, земельному и транспортному налогам;
  • бухгалтерский баланс с приложением отчета о финансовых результатах;
  • правоустанавливающие документы на основные средства;
  • инвентаризационные и кадастровые паспорта на недвижимость;
  • документацию отдела кадров (трудовые договоры, расчетные листки, справки о численности).

Перечень остается открытым. Он зависит от предмета налоговой проверки, а также отраслевой специфики.Налоговая проверка организации на ЕНВД: виды, основания, порядок, сроки

Краткие вывод

Общество-плательщик ЕНВД встает на учет по месту ведения деятельности. Это означает, что назначить контрольное мероприятие в отношении компании могут несколько инспекций. Проверка бывает камеральной или выездной, плановой или внеочередной. Классификация проводится по разным критериям. Во всех регионах страны инспекторы придерживаются единых правил. Порядок контроля закреплен положениями главы 14 НК РФ. Инструкции носят обязательный характер. Нарушение процедуры, сроков или несоблюдение форм позволяет налогоплательщикам успешно оспаривать решения в судах.

Ссылка на основную публикацию