Как правильно оформить ИП на такси
Служба такси является одним из самых популярных бизнес-проектов в России. Это дело может принести значительную прибыль, если всё грамотно организовать. В отличие от торговой сферы, бизнес, связанный с перевозкой пассажиров, не испытывает негативного влияния кризиса, так как люди будут ездить на такси всегда. Расскажем, как открыть ИП на такси, дадим советы по выбору системы налогообложения, и рассмотрим, какие новые БСО будут применяться для расчетов с пассажирами с 01.07.2018 года.
С чего начать?
Каждый хороший бизнес начинается с продуманного плана. Для начала стоит обдумать все детали, и проанализировать конкурентов. Чтобы увидеть бизнес изнутри, можно оформить предпринимательство и начать работу в крупном таксопарке с диспетчерской службой. Это будет первым шагом на пути к созданию собственного проекта.
Пошаговая инструкция
Чтобы оформить предпринимательство в сфере такси, нужно выполнить несколько действий:
- Определиться с ОКВЭД 2018 для ИП на такси: по новому справочнику ОКВЭД 2 основной шифр 49.32 «Деятельность такси», дополнительно можно указать 52.21.29, как вспомогательный вид, и 63.99, если планируется создать службу такси с собственными диспетчерами.
- Рассчитать, на какой системе налогообложения (УСН, патент, общая) будет выгоднее находиться, чтобы одновременно с постановкой на налоговый учет подать соответствующее заявление.
- Собрать пакет документов для госрегистрации ИП: заполнить заявку ф. №Р21001, снять копию паспорта и заверить у нотариуса, если планируется направить бумаги почтовым отправлением, заплатить 800 рублей госпошлины и сохранить чек. Эту процедуру можно упростить, если воспользоваться сайтом ФНС или Порталом госуслуг.
- После оформления ИП подать на выдачу лицензии.
Вместе с оформлением лицензии по времени всё это займёт чуть больше месяца.
Выбор системы налогообложения
Каждый налоговый режим имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы оказаться в наиболее выгодных условиях, следует учитывать специфику работы службы такси. Все возможные режимы налогообложения для предпринимателя таксиста можно представить в сравнительной таблице:
ОСНО | ЕНВД | УСН | ПСН | |
---|---|---|---|---|
Ставка налога | 13 % на весь доход 18 % НДС | 15 % от вмененного дохода (за вычетом страховых взносов) | 6% от доходов 15 % от разницы доходы минус расходы | 0.06 |
Условия | Несколько видов отчетности, налоговое бремя повышено | Декларация сдаётся 4 раза в год, максимум 20 машин в таксопарке | Декларация 1 раз в год, ведение учета доходов и расходов | Нет отчетности, покупается только на один вид деятельности |
Подходит ли для такси? | Для ИП невыгодно | Зависит от региона, так как не везде таксист ИП может его применять, продлен до 2020 года | Подходит | Самый выгодный |
Для начинающего бизнесмена система ПСН наиболее приемлема. Стоимость патента для ИП на такси 2018 будет зависеть от субъекта Федерации, региональные власти сами устанавливают налоговую базу ПСН, как возможный годовой доход.
К налоговому бремени предпринимателя добавляются ещё обязательства перед фондами (ПФР, ФСС, ФОМС). Все бизнесмены должны делать страховые взносы за собственную персону и нанятых водителей, причем, даже если сам ИП является пенсионером.
Порядок получения разрешительной документации
Пассажирские перевозки это одно из направлений занятий, которым предприниматель не может заниматься без предварительного разрешения Ространснадзора. Поэтому любой организатор перевозок пассажиров должен заранее поинтересоваться, как оформить лицензию на такси.
Так как большинство такси это легковые авто на 4 пассажира, то Ространснадзор выдает только разрешение. Автомобилю требуется полноценная лицензия, если в нём от 8 сидячих мест.
Важно! На каждую машину в таксопарке должно быть оформлено либо разрешение или лицензия. Срок действия документа равен 5 годам, а место действия ограничено одним субъектом страны. Из-за такого ограничения таксисты не могут доставлять людей в любые города России, а только в те, между которыми заключено соглашение.
Требования
Надзорный орган в сфере транспорта не выдаст разрешение, если работа таксопарка не будет организована по всем правилам. В различных городах эти требования могут немного ужесточаться, но везде действуют такие законы:
- Все машины таксопарка должны быть исправны перед каждым выездом, иметь талон техосмотра не дольше полугодового срока давности, соответствовать требованиям перевозки людей, оборудованы багажником.
- Водители с непрерывным стажем вождения менее трёх лет не допускаются.
- В начале смены каждый заступивший на работу водитель должен быть осмотрен врачом. Для этого нужно предварительно заключить договор с медучреждением.
- Такси должно иметь международный опознавательный знак: «шашечки» на оранжевом фонаре.
- Оснащение счетчиком обязательно, если оплата производится за километраж или за время пути.
- В некоторых городах предусмотрена особая окраска машин, и установлено определенное число автомобилей таксопарка. Поэтому лицензию на такси без ИП и без желтого цвета удастся получить не везде.
- Каждый таксист должен иметь отдельное разрешение на своё авто.
Внимание! Лицензия на такси без ИП, не выдаётся ни при каких условиях. Постановка на учет в налоговой это одно из главных требований выдачи разрешительной документации. Не стоит верить мошенникам, которые обещают иное.
Перечень документов
Чтобы получить разрешение на деятельность такси предпринимателю надо будет собрать внушительный пакет бумаг. Документы должны подтверждать факты:
- постановки на налоговый учет (выписка из ЕГРИП);
- отсутствия задолженности перед бюджетом и фондами (справка из налоговой);
- нахождения в собственности автомобиля (договор купли-продажи или лизинга);
- требуемого водительского стажа (копия прав);
- выполнения требований к авто (копия талона техосмотра, фото установленного фонаря с «шашечками» в анфас и профиль машины);
- прохождения медосмотра водителями (договор с медучреждением).
Внимание! Разрешения на такси выдаются только государственными органами или при посредничестве МФЦ. Сторонние организации, которые предлагают такие услуги, как оформить лицензию на собственном автомобиле без ИП, занимаются мошенничеством.
В разных регионах разрешения и лицензии могут выглядеть по-разному. Отличается также их стоимость. Каждая выданная лицензия регистрируется в специальном реестре, доступ к этой информации предоставляется всем желающим на официальных сайтах ведомств.
Новая система расчета с пассажирами
Пока что старые бланки строгой отчетности находятся в ходу у таксистов. Они заменяют им кассовые чеки, так как ИП могут не применять кассовые аппараты, но обязаны выдавать БСО при получении платы за услуги перевозки. Но с июля 2018 года все они должны будут перейти на новую систему расчета с пассажирами.
По сути, новые виды БСО представляют собой квитанции, сформированные в электронном виде и выведенные на печать с использованием автоматизированной системы таксометра. Такая система заменяет старую отчетную книгу БСО, которую раньше предприниматели вели на бумаге.
Новый образец заполнения БСО для такси на ИП должен содержать длинный перечень реквизитов. Среди них есть:
- название и порядковый номер;
- данные ИП;
- марку и номер автомобиля, как место расчета, место регистрации предпринимателя или адрес сайта, если оплата происходит электронными платежными системами;
- режим налогообложения и признак расчета (приход, возврат, расход);
- описание услуги;
- сумма платежа и способ расчета (наличными деньгами или безналичный расчет);
- сведения о контрольно-кассовой технике: заводской и регистрационный номер;
- адреса электронной почты таксиста ИП и клиента, если БСО отправляется через интернет.
Таким образом, новые БСО для такси представляют собой интернет-чеки, которые автоматически в режиме онлайн направляются в налоговую. Клиент тоже может получить БСО на свой адрес электронной почты. Для реализации этого механизма понадобится приобрести новое кассовое оборудование или специальный таксометр, которые должны присутствовать в каждой машине таксопарка.
Что должно присутствовать в салоне у таксиста?
Водителю не следует совершать выезд, если у него отсутствует что-то из таких наименований:
- данные ИП хозяина службы такси (Ф.И.О., ИНН и ОГРИП) и данные водителя;
- режим и правила работы таксопарка;
- номер телефона местного органа Ространснадзора;
- путевой лист, полученный после прохождения медосмотра водителем и техосмотра машины;
- непросроченный талон ГТО;
- полис ОСАГО;
- Начиная со второй половины года, каждый таксист должен будет обзавестись новым таксометром или кассовым аппаратом для формирования БСО или чеков оплаты.
Штрафы
В сфере пассажирских перевозок чаще всего встречаются такие нарушения:
- Таксист работает без оформления ИП: штраф 500-2000 рублей (п. 1 ст. 14.1 КоАП).
- Не оформлено разрешения или лицензия на один из автомобилей службы такси: штраф для водителя 2500 рублей, штраф для хозяина предпринимателя 5000 рублей (п. 2 ст. 14.1 КоАП).
- В салоне отсутствует информация о перевозчике, условия оплаты, об органах надзора: штрафы 1000 и 10000 рублей для водителя и предпринимателя соответственно (п. 1 ст. 11.14.1 КоАП).
- Такой же размер штрафов, если таксист не выдал пассажиру БСО или чек. ИП могут лишить права применять УСН, если он не ведет книгу учета БСО.
- У автомобиля отсутствуют опознавательные признаки такси: штраф для водителя 3000 рублей, для ИП – 10000 рублей (п. 3 ст. 11.14.1 КоАП).
Кроме этого, таксист обязан ездить по правилам, как и любой участник дорожного движения.
Плюсы и минусы создания службы такси
Действующий парк такси приносит хорошую прибыль владельцу даже в кризисный год. Организовать этот бизнес можно не только в большом городе, но и в небольшом населенном пункте. Диспетчерская служба при этом вполне может ограничиваться одним человеком, координирующим передвижение нескольких водителей с помощью радиосвязи.
Как и любое направление деятельности, служба такси имеет свои преимущества и недостатки.
Плюсы:
- Люди предпочитают больше такси, чем другие виды общественного транспорта из-за возможности попасть в любую точку города: быстрее и без лишних остановок.
- Количество заказов не зависит от времени года, выручка всегда стабильна.
Минусы:
- Высокая конкуренция. Несмотря на ужесточение законов, пока ещё есть много водителей, работающих нелегально без лицензии, они забирают часть клиентов.
- Для организации бизнеса придется приложить усилия: оформление разрешения на каждую машину таксопарка дело затратное и требующее кучу бумаг.
- Автомобили такси быстро приходят в негодность из-за плохих дорог, приходится тратить значительные средства на их ремонт.
Кроме этого, могут возникнуть трудности с подбором персонала. Проблематично бывает найти хороших водителей со стажем, в благонадёжности которых владелец будет уверен.
Итог
Перевозка пассажиров легковым такси это бизнес, который имеет меньшее число рисков. Получение стабильной прибыли будет в любом случае. Если организовать всё дело по правилам, то можно избежать ненужных штрафов, поэтому не стоит пренебрегать получением лицензий и оснащением машин новыми таксометрами.