Типовой устав организации
Первые упоминания о регистрации ООО в упрощенном порядке появились в Гражданском кодексе России в 2014 году. Впоследствии правки о типовых уставах внесли в закон № 14-ФЗ от 08.02.98. Однако фактически новые нормы не применяют до сих пор. Шаблоны учредительных документов были разработаны сотрудниками Минэкономразвития РФ только в минувшем августе. В силу же приказ об их утверждении вступит не раньше середины 2019 года.
Цели и преимущества нововведения
Внедрение типовых уставов необходимо для оптимизации процессов создания бизнеса. Упрощение регистрационной процедуры обеспечит России повышение рейтинга Doing Business. Постановка компаний на государственный учет признана ключевым параметром в оценке привлекательности страны для коммерческих инвестиций.
Плюсы нововведения очевидны:
- Снижение риска отказа в регистрации. Учредителям не нужно задумываться над содержанием, юридические ошибки исключены. Утвержденные документы гарантированно отвечают требованиям статьи 12 закона 14-ФЗ и соответствуют иным нормативным актам.
- Экономия. Поскольку у учредителей нет необходимости разрабатывать для фирмы индивидуализированный устав, платить за услугу юристам не требуется.
- Минимум формальностей. Если общество создается на базе унифицированного варианта, учредительный документ не надо подавать вместе с извещением. В пакет приложений к заявлению на регистрацию он не входит. Кроме того, в процессе хозяйственной деятельности не придется многократно изготавливать и удостоверять копии. При работе с контрагентами и государственными структурами достаточно сослаться на опубликованный в сети типовой устав.
- Электронный формат. Удачно решен вопрос и с хранением документов. Типовые уставы не имеют бумажной формы. Налоговым инспекциям не понадобится оборудовать специальные архивы. Риск уничтожения документа минимален.
Преимуществом перехода к шаблонным вариантам является снижение нагрузки на регистрирующую службу. Налоговому инспектору не надо читать десятки страниц. До введения в действие приказа Минэкономразвития № 411 от 01.08.18, каждый устав, поданный учредителями на регистрацию, продолжат проверять юристы.
Законодательная база
Правовая основа включает целый ряд нормативных актов:
- ГК РФ;
- законы № 14-ФЗ от 08.02.98 и № 129-ФЗ от 08.08.01;
- приказ Минэкономразвития России № 411 от 01.08.18.
Разработка юридического механизма в 2018 году не завершена. Реальное применение норм будет сопровождаться формированием судебной и административной практики.
Классификация
Приказ Минэкономразвития России № 411 содержит 36 типовых уставов для хозяйственных обществ. Отличаются шаблоны по следующим критериям:
- наличие у участников права на выход из состава;
- ограничение сделок по отчуждению долей;
- включение в число собственников третьих лиц через куплю-продажу;
- закрепление преимущественного права на выкуп долей либо отказ от него;
- наследование прав учредителя без согласия других владельцев компании;
- порядок избрания директора или назначения нескольких руководителей;
- принцип подтверждения подлинности решений общего собрания.
В открытых публикациях заявляют о фактической разработке документов в четырех вариантах. Первый шаблон якобы подходит для компаний с единоличным собственником, второй – обществам с количеством участников свыше 15. Третья и четвертая разработка отличаются только возможностью выхода учредителя из состава. Однако такая классификация не учитывает последние изменения. К концу 2018 года на выбор представителей бизнеса представлено именно 36 образцов.
Коротко о содержании
Ключевым отличием типовых уставов от традиционных учредительных документов является отсутствие персонализации. В тексте содержатся только стандартные пункты, отвечающие ГК РФ, а также 14-ФЗ и 129-ФЗ. При этом базовые разделы в текстах присутствуют:
- общие положения;
- компетенция, обязанности и права учредителей;
- выход участников из состава;
- порядок управления обществом;
- отчуждение долей в капитале;
- хранение документов;
- реорганизация и ликвидация компании;
- правила совершения сделок с заинтересованностью.
Типовые уставы занимают всего несколько страниц и содержат отсылки к нормативно-правовому базису. Сведения о фирменных обозначениях, видах деятельности или учредителях в них не отражают.
Порядок регистрации
Подавать заявления о создании фирм на основе типовых уставов разрешат с середины 2019 года. Для этого нужно будет отмечать в новых формах Р11001, что общество действует на базе конкретного варианта (одно из приложений к приказу Минэкономразвития РФ № 411). Пакет документов для регистрации сократится. К уведомлению потребуется прикладывать (ст. 12 закона 129-ФЗ):
- решение или протокол собрания об учреждении организации;
- выписку из реестров иностранных лиц о создании общества вместе с зарубежными партнерами;
- квитанцию либо платежное поручение о перечислении пошлины.
С января 2019 года в силу вступают нормы о бесплатной электронной регистрации бизнеса. Это дополнительно сократит объем документов к форме Р11001.
Внимание! Гарантийные письма и иные подтверждения юридического адреса фирмы не признаются обязательным приложением к заявлению о регистрации. Однако это не мешает налоговым инспекциям настаивать на их предоставлении. Законодательные нормы и практика сильно отличаются. Особенно такие расхождения заметны в Москве.
Менять редакцию типового устава учредители не вправе. Однако в любой момент собственники компании могут отказаться от него в пользу традиционного регламента. Участникам потребуется утвердить новый учредительный документ на общем собрании, а затем зарегистрировать изменения в налоговом органе. В инспекцию в этом случае нужно подать заявление по форме Р13001.
У действующих обществ также есть возможность перейти к применению типового устава. Об использовании стандартного варианта нужно уведомить регистрирующую службу все той же формой Р13001. В обоих случаях порядок будет регулироваться нормами главы 6 закона 129-ФЗ.
Заключение
Утверждение типовых уставов в августе 2018 года стало очередным шагом к упрощению регистрационной процедуры. При обращении к унифицированным учредительным документам, нет риска ошибки. У заявителей появляется гарантия, что в уставе имеются все обязательные положения, указанные в законе. Однако и рассчитывать на учет отраслевой специфики не приходится. Особые механизмы не будут включены в основной регламент фирмы. Выстраивать отношения между собственниками, налаживать управление компанией придется строго в соответствии с шаблоном. Внести изменения в стандартизированную форму бизнесмены не вправе. Впрочем, законодатель предусмотрел возможность отказа учредителей от использования типового устава. Сделать это разрешается сразу или по истечении некоторого времени после постановки фирмы на государственный учет.