Расходы салона красоты
Управление предприятием невозможно без объективной оценки его финансовой составляющей. А зная точные расходы своего салона красоты, вы получите стоимость ресурсов, задействованных в производственно-хозяйственной деятельности. Эта информация необходима для поиска резервов экономии, повышения доходности бизнеса и увеличения притока клиентов.
Заработная плата
Это основная статья расходов, на которую уходит значительная часть выручки. В салонном бизнесе применяется два способа начисления зарплаты работникам:
- сдельная система: используется для оплаты труда мастеров. Она привязана к объему выполненных работ, поэтому мотивирует сотрудника оказывать большее количество услуг. В контракте прописывается минимальная ставка, служащая социальной гарантией для работника;
- повременная система: используется для начисления зарплаты бухгалтеру, администратору, руководителю, маркетологу, уборщику. Выплата устанавливается исходя из отработанного времени. На размер зарплаты влияет квалификация и условия труда работника. По результатам работы может быть назначена премия, зависящая от выручки, количества оказанных услуг и других показателей.
Мастерам, работающим на сдельной оплате труда, выплачивается минимум 30%. Рассчитывать заработную плату можно по схеме «выручка минус расходные материалы». Это мотивирует работников более рационально использовать косметические продукты.
Для оптимизации расходов на оплату труда отдайте на аутсорсинг услуги маркетолога или бухгалтера. При таком подходе вы оплачиваете только выполненную работу и не платите за простой.
Налоги
Размер отчислений зависит от применяемой системы налогообложения. Она подбирается под модель вашего бизнеса с учетом формы собственности и количества наемного персонала.
При УСН налог выплачивается ежеквартально, а отчетность подается 1 раз в год. Если отчисления считать с доходов, ставка составит 6%, с «дохода минус расходы» — от 5% до 15%. В первом случае ИП, работающие без наемных сотрудников, имеют право уменьшать сумму полученных доходов на размер страховых взносов.
Оценивая выгоды обоих вариантов работы по УСН, точно оцените свои расходы. Если они составляют меньше 60% от доходов и их трудно подтвердить документально, выгоднее применять ставку 6%.
При работе на ЕНВД налог уплачивается поквартально. Его размер фиксирован, не привязан к доходам, устанавливается под определенный вид деятельности. Для расчета берется площадь салона и количество сотрудников.
Если деятельность ведет ООО, уплата ЕНВД заменяет налог на прибыль и на имущество, кроме объектов, оцениваемых по кадастровой стоимости, а также НДС (исключение — при ввозе на территорию России).
Работа на ЕНВД выгодна при высоких доходах салона. Если будете нести убытки или закроетесь на пару месяцев, размер налога не уменьшится.
Патентную систему налогообложения разрешается применять только ИП. При этом число сотрудников должно быть до 15 человек, площадь салона не превышать 50 кв. м., а доходы составлять до 60 млн руб. Патент покупается на срок от 1 месяца до 1 года.
Независимо от выбранной системы налогообложения, при наличии штата сотрудников с заработной платы каждого работника уплачивается НДФЛ 13%. Также салоны красоты обязаны платить взносы в фонд социального страхования и делать отчисления в ПФР.
Аренда и коммунальные платежи
В среднем эти расходы составляют от 5 до 30% от оборота.
Коммунальные платежи состоят из платы за электроэнергию, водоснабжение, отопление, канализацию, вывоз мусора. Также арендатор может возмещать эксплуатационные и накладные расходы собственника-арендодателя, идущие на содержание объекта недвижимости — обслуживание, ремонт вентиляционного оборудования, систем кондиционирования, уборка мест общего пользования, благоустройство здания и прилегающей территории, организация пропускного режима и прочие. Собственник старается переложить бремя содержания имущества, чтобы застраховать себя от увеличения расценок на оказываемые ему услуги и сохранить привычный уровень прибыли.
Потребление электроэнергии, воды и тепла учитывается по индивидуальным счетчикам. Для каждой категории может использоваться один прибор учета, а расходы распределяться между арендаторами помещений пропорционально площади.
При заключении договора аренды тщательно изучите статьи расходов по содержанию арендуемого имущества. Привлеките юристов, чтобы проверить обоснованность возложения на арендатора обязанности уплаты накладных и некоторых эксплуатационных платежей.
Расходные материалы
Их доля составляет 5—10% от оборота. Чтобы оптимизировать учет, расходные материалы группируют по видам:
- основные (зависят от количества услуг): краски с оксидами, применяемые при проведении парикмахерских процедур, маски с кремами, тоники — косметических, массажные и средства для обертывания — СПА;
- вспомогательные (не связаны с количеством услуг): бахилы, ватные диски, перчатки, пеньюары, простыни, шприцы с иглами;
- инвентарь с хозяйственными принадлежностями (передаются мастерам и списываются по окончании срока использования или в момент выдачи для работы): маникюрные пилки, кисти, шпатели, различные емкости.
Основные материалы учитываются по нормам. Расход краски рассчитывается для трех длин волос. На каждую парикмахерскую процедуру разрабатывается протокол проведения, где описывается последовательность действий и требуемое для этого количество средств. Точные нормы расхода материалов необходимо запросить у производителя или поставщика. Информация вносится администратором салона в книгу расхода или компьютеризованную систему учета.
Реклама
В начале своей деятельности все усилия салона направлены на привлечение клиентов, поэтому первые полгода на агрессивную рекламу тратится около 6% от оборота. Рекламные кампании также проводятся, чтобы проинформировать о новых услугах, акциях, выделиться среди конкурентов, сформировать положительный имидж предприятия.
Для каждого салона расходы на маркетинг будут свои. Тестируйте эффективные каналы, настраивая рекламу исходя из потока клиентов и наличия мастеров.
Чтобы оценить результативность рекламной кампании, перед ее началом разработайте механизмы контроля. Если вы запускаете новую акцию, выделите для нее страничку в интернете или отдельный номер телефона, который укажите в листовках. В IP-телефонии через личный кабинет легко отследить звонки, а с помощью сервиса Яндекс.Метрика — количество переходов. Затем просчитайте число записавшихся людей в салон и оцените эффект от маркетинговых мероприятий.
Во время кризиса некоторые компании начинают экономить на рекламе и держаться «на плаву» за счет постоянных клиентов. Такая стратегия эффективна только в краткосрочном периоде. Салонный бизнес не выживет без притока новых клиентов.
Обучение сотрудников
Чтобы в салоне работали мастера своего дела, надо вкладывать в них деньги. Индустрия красоты постоянно развивается, если у сотрудника есть профильное образование, ему все равно нужно учиться.
Здесь все решается индивидуально. В некоторых ситуациях своих мастеров можно обучать на рабочих местах, закрепив за новичками более опытных сотрудников. Развивать работников как профессионалов помогут специализированные курсы, мастер-классы, тематические семинары и выставки. Услуги мастеров, владеющих новыми технологиями, а также осведомленных в новинках парикмахерского искусства, нейл-дизайна и декоративной косметики, стоят дорого. А красота и здоровье — ценности, за которые клиенты платят беспрекословно.
Прочие расходы
Это затраты, связанные с работой салона красоты в целом. Их невозможно отнести на определенный вид процедур, и они опосредовано влияют на качество услуг.
К косвенным расходам салона красоты относятся:
- чай, кофе, сахар, питьевая вода для работников и клиентов;
- форма персонала;
- текущий ремонт;
- оплата интернета;
- специальное программное обеспечение (CMR для записи клиентов);
- охранно-пожарная сигнализация;
- роялти для работающих по франшизе.
Косвенные расходы не приносят салону прямой выгоды. Их стоит выделить в отдельную группу, чтобы соотнести с прибылью и отдачей, которые получает бизнес. Для некоторых видов затрат можно ввести лимиты или найти более дешевых поставщиков.
Как вести учет
В условиях жесткой конкуренции и дефицита времени на помощь владельцам салонов красоты приходит автоматизированная система управления продажами или CRM. Это мощный инструмент контроля всех салонных бизнес-процессов, с помощью которого можно увеличить прибыль и сократить затраты.
В индустрии красоты хорошо зарекомендовали себя три программных продукта:
- управление салоном «Арника»;
- YCLIENTS — система онлайн-записи и автоматизации;
- Программа для салона красоты Beauty Pro.
С помощью программного обеспечения можно оптимизировать все процессы взаимодействия с целевой аудиторией и эффективно управлять ими. Помимо контроля финансов, онлайн-записи, формирования отчетов и статистики CRM позволяют разрабатывать прибыльные модели мотивации постоянных клиентов, предлагая различные скидки или бонусы.
Как сократить издержки
Сначала нужно проанализировать структуру затрат. Чтобы увидеть направления, в которых можно достигнуть реального эффекта, составьте таблицу с расходами за каждый месяц и рассчитайте их долю в общем объеме.
Условно выделяют четыре группы затрат:
- по основному процессу — без них невозможно обойтись, т. к. они служат для нормального протекания деятельности, приносящей доход (аренда, заработная плата, расходные материалы);
- обеспечивающие — оплата труда администратора, бухгалтера, уборщика;
- гигиенические — отвечают за комфорт для персонала (социальные пакеты, корпоративные мероприятия, чай, кофе);
- непроизводительные — пустующие арендные помещения, не оптимизированные производственные процессы.
Легче всего выявить гигиенические затраты. Чтобы обнаружить непроизводительные расходы, нужно нарисовать бизнес-модель и подумать, в каком месте выпадают важные элементы:
- Арендная плата. Пересмотрите ставку платы за пользование помещением. За счет перенасыщения арендного рынка у арендаторов большая свобода выбора, что может стать весомым аргументом для собственника имущества пойти вам на уступки.
- Фонд оплаты труда. Если зарплата в салоне выше рыночной, можно ее понизить. Переведите большую часть ФОТа из постоянных затрат в переменные, внедрите систему бонусов или премий, зависящих от результатов работы.
- Маркетинговые каналы продвижения. Проанализируйте эффективность каждой рекламной кампании, просчитав количество откликнувшихся клиентов, умножив рентабельность на сумму их чека. Прибыль сравните с понесенными затратами. Если сработали в минус, возможно, этот канал неэффективный.
- Расценки на услуги. Цены должны быть адекватными. Если ваш салон в ряде направлений обладает конкурентным преимуществом, то стоимость услуг может быть выше или на уровне рыночных цен.
- Поставщики. Ведите переговоры по получению скидок на определенные объемы продукции, договаривайтесь об отсрочке платежа. Параллельно прорабатывайте новых поставщиков, которые смогут заключить с вами договор на более выгодных условиях.
Контролировать расходы следует постоянно. При этом надо следить, чтобы цена привлечения новых клиентов и удержания старых находилась в пределах вашей доходности. При росте этих расходов, ищите пути снижения, чтобы не выйти за границы бюджета. Если удалось сэкономить, направляйте высвободившиеся средства на привлечение новых клиентов.
Заключение
Расходы — это неотъемлемая часть любого бизнес-процесса. Поэтому в первую очередь ваши действия должны быть направлены не на снижение затрат, а повышение доходности. Постоянно ищите пути повышения продаж. Подготовьте лояльные предложения для постоянных клиентов, заинтересуйте акциями новых. Наладьте эффективную систему коммуникаций. Для каждого клиента разработайте уникальное предложение, от которого он не сможет отказаться.