Как подобрать франшизу для малого бизнеса
Как правильно выбрать франшизу для бизнеса
Сложно найти стоящее предложение на рынке, где встречаются и аферисты, и честные предприниматели. Начинающему предпринимателю необходимо тщательно изучить разные предложения, прочитать отзывы. Выбор франшизы для бизнеса должен быть осмысленным, основанным на изучении, анализе информации.
Для начинающего предпринимателя самая удобная бизнес-схема – сотрудничество с успешной компанией. Франчайзер дает подробное руководство по ведению бизнеса, раскрывает все тонкости. Человек без опыта в предпринимательстве за короткий срок становится успешным коммерсантом. Но число обманутых франчайзи растет.
Выбор ниши
Предложений на рынке франчайзинга много. Есть множество интернет-порталов с каталогами франшиз различных бизнесов. Выберете нишу, в которой вам буде комфортно работать: розничная торговля, услуги, общепит. Но не забывайте о спросе и предложениях.
В маленьком городе вряд ли уместен свадебный салон, в котором цена платья втрое превышает среднюю зарплату местных жителей. В Москве рискованно открывать очередную кофейню (если это не «Шоколадница»). В ресторанном бизнесе конкуренция велика. Хотя эксперты рекомендуют покупать франшизу в сфере общепита.
Успешным станет дело, которое приносит удовольствие. Но помните: содержание важнее формы. Яркая, интересная бизнес-модель – «пустышка», если принадлежит псевдофранчайзеру.
Допустим, вы решили открыть магазин детской одежды. Просмотрите каталог сайта по продаже франшиз, составьте список компаний, работающих в этой сфере. Поищите информацию в Интернете: отзывы покупателей о качестве одежды, уровне обслуживания.
С франчайзером связаться можно через специальный портал или обратную связь на официальном сайте. Чем больше предложений рассмотрено, тем выше вероятность заключения удачной сделки.
На переговоры с франчайзерами времени жалеть не стоит. Но обратить внимание нужно не на стиль общения, а на условия сотрудничества – в словах красноречивого франчайзера, возможно, только пустые обещания.
Переговоры
Распространенная схема недобросовестных франчайзеров проста. Жертва вводится в заблуждение, услышав о ложных заработках и отсутствии рисков. Будущего предпринимателя увлекает идея коммерсанта, который настолько убедителен, что в конечном счете продает сомнительную франшизу. А после благополучно забывает о своем партнере, переключаясь на поиск новых жертв.
Проверка контрагентов
Прежде чем встретиться с франчайзером, соберите как можно больше информации о его компании: год основания, репутация, отзывы клиентов.
Финансовую информацию можно получить на бесплатном портале InfoUnit.ru: дата регистрации фирмы, финансовые показатели и т.д. Компания, запустившая франчайзинговую сеть спустя год после основания, не вызывает доверия.
Информации на сервисе достаточно для того, чтобы узнать названия фирм, в которых фигурирует учредитель компании-франчайзера. Бизнесмен может заниматься параллельно розничной торговлей и оказанием услуг. Регистрация нескольких фирм не указывает на его нечестность. Но полученные сведения иногда говорят о многом.
Также необходимо обязательно проверить наличие судебных разбирательств у будущего партнера на сайте картотеки Арбитражных дел. Найти контакты истца, связаться с ним и пообщаться в чем причина не разрешенных мирным путем проблем.
Участники франчайзинговой сети
Франчайзер рассказывает об успешных партнерах. Продвигая свой продукт, он описывает все существующие и несуществующие достоинства. В качестве подтверждения использует историю удачливого франчайзи. Узнайте полный список предпринимателей, заключивших договор о коммерческой концессии. Пообщайтесь с теми, о которых он умалчивает.
Телефонного разговора недостаточно. Возможно, на вопросы ответит сотрудник компании-франчайзера – такой метод любят мошенники. Лучше лично посетить офис. Город, в котором работает действующий франчайзи, находится в тысячи километрах от вас? В соцсетях или на форумах можно опубликовать объявление, и за небольшую сумму школьник или студент посетит офис и сделает фото.
Насколько успешен бизнес? Действительно ли срок окупаемости соответствует заявленному? Оказывает ли франчайзер после заключения договора полноценную поддержку? Обо всем можно узнать, посмотрев на работу действующего франчайзи.
Отзывы
На интернет-площадках по продаже франшиз негативные отзывы встречаются редко. Придется потрудиться, чтобы найти мнение реального покупателя. Правдивую информацию можно получить на бизнес-форумах, в тематических группах, но и здесь имеют место заказные отзывы.
Важны и мнения сотрудников компании. Отзывы о работе на предприятии дополнят картину. Стоит помнить: все, что говорит франчайзер, – часть рекламной кампании. Красивые слова о бизнес-идее с реальным рабочим процессом могут иметь мало общего.
Юридическая документация
Франчайзер обязан предоставить документы, подтверждающие права на владение брендом. В интернете много предложений от компаний с товарными знаками, не проходившими регистрации в Роспатенте. Встречаются и псевдофраншизы, копирующие известный бренд. Приобретая их, предприниматели рискуют. О наказании за незаконное использование товарного знака сказано в ст. 180 УК РФ.
В договор включены:
- объем прав;
- размер вознаграждения;
- сфера деятельности;
- способы использования прав.
Франчайзер может внести дополнительные условия, с которыми следует внимательно ознакомиться. Цифры, фигурирующие в договоре, требуют особого внимания. Из чего складывается сумма инвестиций? Потребуются ли дополнительные платежи? О том, каковы затраты на рекламу, франчайзер может сказать уже во время обучения. Перед запуском бизнеса нужно приготовиться к дополнительным расходам.
Первоначальные условия можно оспорить. Например, сократить список товаров. Компании, работающие по франчайзингу, получают скидки у поставщиков, а потому включают в перечень продукцию, без которой новый партнер обойдется на первом этапе работы.
Перед заключением договора нужно узнать и о действующих участниках сети, и о закрытых точках. Франшиза, по которой ежегодно открывается сто магазинов и закрывается пятьдесят, сомнительна. Важно увидеть своими глазами, как работает предприятие. Повторное открытие точки говорит о рентабельности бизнеса. Если среди бизнес-партнеров компании есть те, кто покупали франшизу не раз, схема, действительно надежная.
Сведения о товаре или услуге
Станьте клиентом компании-франчайзера. Посетите одну или несколько точек. Узнайте побольше об услугах, которые предоставляет будущий бизнес-партнер. Опасаться следует не только мошенничества, но и «сырого» франчайзинга.
Получите информацию о товарах и услугах. Сотрудничество с франчайзером, реализующим некачественную продукцию, ни к чему хорошему не приведет. Но возможна и другая ситуация. Компания использует оборудование известного производителя, но партнеру предлагает приобрести более дешевое. Это сокращает инвестиции, что привлекает франчайзи, ограниченного в средствах. Но использование некачественного оборудования отразится на работе.
Финансовая модель
Заработать на франчайзинговой схеме сегодня хотят многие. Не только надежные и успешные компании. Бывает, предприниматель открывает дело и, проработав год-два, запускает франчайзинговую сеть. В его городе бизнес-схема может хорошо работать, в вашем – оказаться несостоятельной. Полагаться нужно не на эмоции, не на мечты о скорой прибыли, а на цифры.
В данных о франчайзинге указан срок окупаемости. Это предположительная цифра, которая редко оправдывает себя. Заранее узнать можно размер паушального взноса, роялти. Все остальное зависит от региона.
Цена франшизы «Юниор» – 150-800 тыс. руб. Еще 100 тыс. понадобится на закупку инвентаря и полиграфии. Арендная плата, зарплата сотрудникам, рекламный бюджет – объем этих расходов зависит от региона. Точную сумму франчайзер не называет. Она зависит от города, в котором будет открыта детская футбольная школа.
Востребованы сегодня недорогие франшизы – 400-600 тыс. руб. Такие предложения часто встречаются в сфере общепита. Небольшая точка фастфуда с узнаваемым логотипом в оживленном районе большого города, возможно, принесет владельцу доход. Правда, инвестиции иногда составляют около двух миллионов.
Популярны и дешевые кофейные франшизы, не требующие больших инвестиций. Но «ноу-хау» сводится к покупке кофемашины и инструкции по продаже напитков под логотипом малоизвестной фирмы. Зачем платить лишние деньги? Можно купить оборудование, оформить документы и продавать напитки в формате take and go и без псевдофранчайзера.
Франчайзеры указывают срок окупаемости – два-три месяца. Это время, за которое покупатель может вернуть паушальный взнос. Реальный срок окупаемости зависит уже от самого франчайзи. Отбить деньги, потраченные на аренду помещения для начинающего предпринимателя задача непростая. К расходам добавится и роялти. Если он фиксированный, платить придется даже при отсутствии клиентов.
Самые дорогие франшизы в сегменте HoReCa. Цена на них доходит до миллиона рублей. Открыть кафе или ресторан под известным брендом непросто. Для руководителей франчайзинговой сети «Шоколадницы» на первом месте репутация компании. Заключать договор они не будут с первым встречным, имеющим сумму, необходимую на уплату паушального взноса. Франчайзи должен иметь дополнительные средства (на ремонт помещения, развитие бизнеса) и, желательно, опыт в ресторанном бизнесе.
Надежная компания серьезно относится к выбору партнеров. Если франчайзера не интересует ваша репутация, опыт в предпринимательстве, желание развивать бизнес, но он всячески расхваливает свой продукт, обещая высокие доходы, не стоит спешить заключать с ним договор.
Компании-франчайзеры делятся на две категории. К первой относятся предприятия, для которых в приоритете создание надежной сети. Ко второй – те, что стремятся растиражировать свой бизнес и заработать в краткосрочной перспективе.
Поддержка
Важный пункт в договоре: помощь, которую будет получать предприниматель. Это может быть содействие в подборе помещения и проведении рекламной кампании, обучение сотрудников, консультации. Обещания франчайзера не имеют веса. Важны обязательства, включенные в договор.
Не стоит заключать договор, не имея финансовой подушки безопасности. Не спешите с покупкой франшизы, даже если стоимость ее не превышает 500 тыс рублей. В большинстве случаев приходится вкладывать дополнительные средства.