Правила обязательной маркировки одежды
В декабре 2019 года коренным образом изменятся правила торговли текстильными изделиями. Производителям придется обеспечить маркировку продукции, а магазинам одежды – приобрести специальное оборудование для считывания кодов. Переход обязателен для всех участников рынка. Юристы рассказали, к чему нужно готовиться отечественным бизнесменам.
Общая информация о нововведении
Впервые о масштабной борьбе с контрафактом в России заговорили около 3 лет назад. Пилотные проекты стартовали на федеральном уровне (правительственное постановление № 787). Сначала производителям предписали маркировать меховую одежду. В сегменте внедрили чипирование. Контрольные метки изготавливает ОА «Гознак». Система построена на строгом учете, а государство отслеживает каждую операцию.
Следующим шагом к государственной идентификации стало издание постановления № 792-р от 28.04.2018. Документ пополнил список изделий, на которые производители должны наносить машиночитаемые коды. Однако требования к меткам смягчили. В перечень вошли табачная продукция, парфюмерия, шины, обувь и многое другое. Не обошло нововведение и текстильную промышленность. С 01.12.2019 года маркировка станет обязательной для следующих категорий товаров:
- одежда из кожи, в том числе рабочие костюмы;
- дамские, девичьи блузы (машинная и ручная вязка);
- мужские, женские, детские пальто, куртки, штормовки;
- кухонное, постельное белье.
Целями нововведения являются борьба с теневой экономикой и защита интересов потребителей. Единая система идентификации поможет контролирующим органам отслеживать движение товаров. В информационной базе отразятся операции по выпуску, транспортировке, оптовой и розничной продаже. Механизмы ценообразования станут прозрачными, а недобросовестные изготовители не смогут уйти от ответственности. Покупатели будут уверены в подлинности брендов. Более того, у потребителей появится реальный инструмент реагирования. Единый оператор начнет принимать сообщения о фальсификате и контрабанде. Выявить подделку помогут специальные мобильные приложения, считывающие коды.
Как маркировать товары
На подготовку к новым правилам у бизнесменов осталось несколько месяцев. Юристы рекомендуют заблаговременно приобрести оборудование. Основным руководством должно служить правительственное постановление № 515 от 26.04.19. Документ регламентирует порядок нанесения штрих-кодов.
Вопросы маркировки курток, женской и детской одежды и прочих швейных изделий придется решать непосредственным производителям. Специальные коды потребуется закупать у единого оператора и наносить на ярлык или упаковку. С этой целью будут использоваться принтеры. Мощность и скорость печати устройств должна соответствовать объемам выпуска продукции. На рынке уже появились интересные предложения. Представители текстильной промышленности могут выбрать ударно-точечные, лазерные, прокатные механизмы, отдать предпочтение ручной маркировке или горячему тиснению. Стоимость измеряется десятками – сотнями тысяч рублей.
Мобильные устройства | Поточное оборудование | Настольные принтеры |
---|---|---|
Zebra iMz220, Sewoo LK-P30 | Citizen CL-S703 | Honeywell PC42t |
До 50 000 рублей | 70 000–80 000 рублей | 12 000–15 000 рублей |
Изыскать средства придется также на сервисное обслуживание. Техника потребует регулярной настройки и заправки. Крепить этикетки предлагают с помощью автоматических пистолетов. Такие устройства стоят от 600 до 15 000 рублей, но существенно сокращают потребление расходных материалов.
Обязанность покупки уникальных 2-мерных кодов ляжет на изготовителей. Уникальный набор символов для маркировки предоставит оператор – «Честный знак». Защиту шифра от фальсификации обеспечит крипто-хвост. Номера серий планируют постоянно обновлять. Непосредственные же коды будут повторять с периодичностью 1 раз в 5 лет. Других требований к маркировке пока нет. Цена одного штрих-кода не озвучена. Предполагается, что стоимость 1 штуки не выйдет за пределы 50 копеек.
Избежать затрат не удастся и другим участникам оборота. Закупить оборудование придется оптовым складам, перевозчикам, розничным магазинам. Им потребуются специальные сканеры (например, Zebra CR2278, Datalogic PD9530, MINDEO CS3290). В связи с торговлей маркированными товарами нужно будет приобрести онлайн-кассы или обновить программное обеспечение (закон 487-ФЗ). Правительство оставило за собой право изменить вид кассового чека.
Воспользоваться льготами не удастся. Реализовывать текстильные изделия без подключения к единой информационной системе запретят. Малый бизнес рискует оказаться на периферии делового оборота и лишиться возможности торговать товарами широкого потребления.
Не попадут под действие новых норм отдельные категории продукции:
- образцы, предназначенные для оценки на соответствие стандартам ЕврАзЭс;
- выставочные, ярмарочные пробники;
- грузы в режиме таможенного склада или транзита;
- гуманитарная либо международная помощь;
- продукция в магазинах беспошлинной торговли;
- товары на складах производителей до отгрузки контрагенту;
- материальные ценности, изъятые в принудительном порядке;
- изделия, ввозимые на территорию страны для личных нужд;
- продукция, необходимая для работы консульских, дипломатических учреждений, международных организаций.
Таким образом, под действие правил о маркировке попадают практически все текстильные товары. Исключений, связанных с налоговым режимом, организационной формой или площадью торговой точки нормативные акты не предусматривают. Бизнесмены, не сумевшие вовремя установить оборудование, окажутся вне игры.
Организационно-технические аспекты
Обязательной маркировка верхней одежды и текстиля станет только с декабря 2019. Однако у представителей бизнеса есть возможность подключиться к Единой национальной системе заблаговременно. Эксперимент в легкой промышленности стартовал в апреле (правительственное постановление 790 от 22.06.19). «Честный знак» ведет активную работу с производителями, импортерами, дистрибьюторами, а марки выдают бесплатно. Основными задачами на этом этапе являются сбор информации и поиск оптимальных механизмов адаптации. Присоединиться к проекту предложено на сайте «Честный знак». Процедура регистрации выглядит следующим образом:
- Получение усиленной цифровой подписи.
- Заключение договора с оператором «Честный знак».
- Интеграция электронного документооборота (настройка торговой программы).
- Подача заявки на коды для товаров.
- Оплата.
- Нанесение марок на ярлыки одежды.
- Установка сканеров и онлайн-кассы с обновленным программным обеспечением.
- Обучение сотрудников новым правилам работы.
Заявления о регистрации производителя или продавца в пилотном проекте принимаются до декабря 2019 года. На рассмотрение уходит до 5 рабочих дней. Форму документа устанавливает оператор. Впоследствии подавать заявки придется всем.
Примечание: Импортерам потребуется маркировать изделия до фактического ввоза на территорию РФ. Наличие штрих-кодов станет обязательным условием выпуска продукции в продажу.
Согласно постановлению № 787 контрольные полномочия в сегменте будут осуществлять сразу несколько государственных органов. При перемещении товаров через границу РФ проверка ляжет на таможенные органы. Надзорные функции также получат Роспотребнадзор и налоговая служба. Потребители смогут сообщать о контрафакте через мобильные приложения.
Прогнозы и мнения
Представители Минпромторга России ожидают от нововведения позитивного экономического эффекта. Чиновники считают, что затраты предприятий и магазинов окупятся увеличением оборота. Теневой бизнес будет вынужден уйти с рынка.
Лояльность покупателей вырастет за счет доверия к брендам. Производителям придется отвечать за соответствие продукции ГОСТам, техническим условиям, прочим регламентам.
Во избежание паники на рынке продавцам предоставят время на адаптацию. В течение 1–2 лет участникам единой информационной системы разрешат торговать немаркированными остатками одежды. Переход должен стать максимально плавным и безболезненным.
Независимые эксперты не столь оптимистичны в прогнозах. Крупные предприятия, торговые сети и оптовые склады располагают средствами для закупки оборудования. Малому же бизнесу придется в срочном порядке изыскивать деньги. Это грозит сокращением количества коммерсантов. Критики реформы ожидают кризиса в легкой промышленности, повсеместного увеличения цен и окончательной гибели частного предпринимательства в стране.
Ряд юридических вопросов остается нерешенным. Так, проблемы возникнут у льготных категорий:
- Владельцы автономных контрольно-кассовых машин. Удаленность торговой точки и отсутствие подключения к мировой сети не позволяет использовать онлайн-кассу. Как организовать продажу одежды в таких регионах нормативными актами не поясняется. Неопределенным остается и положение вендингового бизнеса.
- Розничные рынки. Статья 2 закона 54-ФЗ освобождает продавцов от необходимости применения современных ККТ. Внедрение маркировки сделает этот пункт бессмысленным. Без онлайн-кассы и сканера рыночные торговцы не смогут работать с текстилем.
- Обладатели патентов и ЕНВД. С декабря 2019 года декларативной станет также льгота для предпринимателей на ПСН. Торговать одеждой и бельем без ККТ они не смогут. Более того, вопрос о допуске малого бизнеса в сегмент остается открытым. Минфин России настаивает на ограничении прав спецрежимников. В письме № 03-11-11/54469 от 22.07.19 упоминается запрет продаж маркированной продукции в магазинах на патенте или ЕНВД. Нововведение вызвало острую дискуссию. После длительного обсуждения чиновники отказались от идеи ограничить торговлю текстилем. Сейчас прорабатывается вопрос о недопущении спецрежимников к торговле лекарствами, обуви и меховыми изделиями.
- Самозанятые граждане. Правовой статус этой категории лиц сложно назвать определенным. Внедрение штрихкодов ясности не добавляет. Плательщики налога на профессиональный доход пользуются кассовыми программами. Как такие разработки будут комбинироваться с сервисами «Честный знак» неизвестно.
Таким образом, со вступлением в силу норм об обязательной маркировке одежды выход в сегмент будет открыт компаниям и предпринимателям, закупившим оборудование. Непреодолимым препятствием станет отсутствие онлайн-кассы.