Правила обязательной маркировки одежды

В декабре 2019 года коренным образом изменятся правила торговли текстильными изделиями. Производителям придется обеспечить маркировку продукции, а магазинам одежды – приобрести специальное оборудование для считывания кодов. Переход обязателен для всех участников рынка. Юристы рассказали, к чему нужно готовиться отечественным бизнесменам.

Последние новости о маркировке одежды: что ожидает бизнесменов в 2019–2020 гг.

Общая информация о нововведении

Впервые о масштабной борьбе с контрафактом в России заговорили около 3 лет назад. Пилотные проекты стартовали на федеральном уровне (правительственное постановление № 787). Сначала производителям предписали маркировать меховую одежду. В сегменте внедрили чипирование. Контрольные метки изготавливает ОА «Гознак». Система построена на строгом учете, а государство отслеживает каждую операцию.

Следующим шагом к государственной идентификации стало издание постановления № 792-р от 28.04.2018. Документ пополнил список изделий, на которые производители должны наносить машиночитаемые коды. Однако требования к меткам смягчили. В перечень вошли табачная продукция, парфюмерия, шины, обувь и многое другое. Не обошло нововведение и текстильную промышленность. С 01.12.2019 года маркировка станет обязательной для следующих категорий товаров:

  • одежда из кожи, в том числе рабочие костюмы;
  • дамские, девичьи блузы (машинная и ручная вязка);
  • мужские, женские, детские пальто, куртки, штормовки;
  • кухонное, постельное белье.

Целями нововведения являются борьба с теневой экономикой и защита интересов потребителей. Единая система идентификации поможет контролирующим органам отслеживать движение товаров. В информационной базе отразятся операции по выпуску, транспортировке, оптовой и розничной продаже. Механизмы ценообразования станут прозрачными, а недобросовестные изготовители не смогут уйти от ответственности. Покупатели будут уверены в подлинности брендов. Более того, у потребителей появится реальный инструмент реагирования. Единый оператор начнет принимать сообщения о фальсификате и контрабанде. Выявить подделку помогут специальные мобильные приложения, считывающие коды.

Последние новости о маркировке одежды: что ожидает бизнесменов в 2019–2020 гг.

Как маркировать товары

На подготовку к новым правилам у бизнесменов осталось несколько месяцев. Юристы рекомендуют заблаговременно приобрести оборудование. Основным руководством должно служить правительственное постановление № 515 от 26.04.19. Документ регламентирует порядок нанесения штрих-кодов.

Вопросы маркировки курток, женской и детской одежды и прочих швейных изделий придется решать непосредственным производителям. Специальные коды потребуется закупать у единого оператора и наносить на ярлык или упаковку. С этой целью будут использоваться принтеры. Мощность и скорость печати устройств должна соответствовать объемам выпуска продукции. На рынке уже появились интересные предложения. Представители текстильной промышленности могут выбрать ударно-точечные, лазерные, прокатные механизмы, отдать предпочтение ручной маркировке или горячему тиснению. Стоимость измеряется десятками – сотнями тысяч рублей.

Мобильные устройстваПоточное оборудование Настольные принтеры
Zebra iMz220, Sewoo LK-P30

Citizen CL-S703 Honeywell PC42t
До 50 000 рублей 70 000–80 000 рублей 12 000–15 000 рублей

Изыскать средства придется также на сервисное обслуживание. Техника потребует регулярной настройки и заправки. Крепить этикетки предлагают с помощью автоматических пистолетов. Такие устройства стоят от 600 до 15 000 рублей, но существенно сокращают потребление расходных материалов.

Обязанность покупки уникальных 2-мерных кодов ляжет на изготовителей. Уникальный набор символов для маркировки предоставит оператор – «Честный знак». Защиту шифра от фальсификации обеспечит крипто-хвост. Номера серий планируют постоянно обновлять. Непосредственные же коды будут повторять с периодичностью 1 раз в 5 лет. Других требований к маркировке пока нет. Цена одного штрих-кода не озвучена. Предполагается, что стоимость 1 штуки не выйдет за пределы 50 копеек.

Избежать затрат не удастся и другим участникам оборота. Закупить оборудование придется оптовым складам, перевозчикам, розничным магазинам. Им потребуются специальные сканеры (например, Zebra CR2278, Datalogic PD9530, MINDEO CS3290). В связи с торговлей маркированными товарами нужно будет приобрести онлайн-кассы или обновить программное обеспечение (закон 487-ФЗ). Правительство оставило за собой право изменить вид кассового чека.

Воспользоваться льготами не удастся. Реализовывать текстильные изделия без подключения к единой информационной системе запретят. Малый бизнес рискует оказаться на периферии делового оборота и лишиться возможности торговать товарами широкого потребления.

Не попадут под действие новых норм отдельные категории продукции:

  • образцы, предназначенные для оценки на соответствие стандартам ЕврАзЭс;
  • выставочные, ярмарочные пробники;
  • грузы в режиме таможенного склада или транзита;
  • гуманитарная либо международная помощь;
  • продукция в магазинах беспошлинной торговли;
  • товары на складах производителей до отгрузки контрагенту;
  • материальные ценности, изъятые в принудительном порядке;
  • изделия, ввозимые на территорию страны для личных нужд;
  • продукция, необходимая для работы консульских, дипломатических учреждений, международных организаций.

Таким образом, под действие правил о маркировке попадают практически все текстильные товары. Исключений, связанных с налоговым режимом, организационной формой или площадью торговой точки нормативные акты не предусматривают. Бизнесмены, не сумевшие вовремя установить оборудование, окажутся вне игры.

Последние новости о маркировке одежды: что ожидает бизнесменов в 2019–2020 гг.

Организационно-технические аспекты

Обязательной маркировка верхней одежды и текстиля станет только с декабря 2019. Однако у представителей бизнеса есть возможность подключиться к Единой национальной системе заблаговременно. Эксперимент в легкой промышленности стартовал в апреле (правительственное постановление 790 от 22.06.19). «Честный знак» ведет активную работу с производителями, импортерами, дистрибьюторами, а марки выдают бесплатно. Основными задачами на этом этапе являются сбор информации и поиск оптимальных механизмов адаптации. Присоединиться к проекту предложено на сайте «Честный знак». Процедура регистрации выглядит следующим образом:

  1. Получение усиленной цифровой подписи.
  2. Заключение договора с оператором «Честный знак».
  3. Интеграция электронного документооборота (настройка торговой программы).
  4. Подача заявки на коды для товаров.
  5. Оплата.
  6. Нанесение марок на ярлыки одежды.
  7. Установка сканеров и онлайн-кассы с обновленным программным обеспечением.
  8. Обучение сотрудников новым правилам работы.

Заявления о регистрации производителя или продавца в пилотном проекте принимаются до декабря 2019 года. На рассмотрение уходит до 5 рабочих дней. Форму документа устанавливает оператор. Впоследствии подавать заявки придется всем.

Примечание: Импортерам потребуется маркировать изделия до фактического ввоза на территорию РФ. Наличие штрих-кодов станет обязательным условием выпуска продукции в продажу.

Согласно постановлению № 787 контрольные полномочия в сегменте будут осуществлять сразу несколько государственных органов. При перемещении товаров через границу РФ проверка ляжет на таможенные органы. Надзорные функции также получат Роспотребнадзор и налоговая служба. Потребители смогут сообщать о контрафакте через мобильные приложения.

Прогнозы и мнения

Представители Минпромторга России ожидают от нововведения позитивного экономического эффекта. Чиновники считают, что затраты предприятий и магазинов окупятся увеличением оборота. Теневой бизнес будет вынужден уйти с рынка.

Лояльность покупателей вырастет за счет доверия к брендам. Производителям придется отвечать за соответствие продукции ГОСТам, техническим условиям, прочим регламентам.

Во избежание паники на рынке продавцам предоставят время на адаптацию. В течение 1–2 лет участникам единой информационной системы разрешат торговать немаркированными остатками одежды. Переход должен стать максимально плавным и безболезненным.

Независимые эксперты не столь оптимистичны в прогнозах. Крупные предприятия, торговые сети и оптовые склады располагают средствами для закупки оборудования. Малому же бизнесу придется в срочном порядке изыскивать деньги. Это грозит сокращением количества коммерсантов. Критики реформы ожидают кризиса в легкой промышленности, повсеместного увеличения цен и окончательной гибели частного предпринимательства в стране.

Ряд юридических вопросов остается нерешенным. Так, проблемы возникнут у льготных категорий:

  1. Владельцы автономных контрольно-кассовых машин. Удаленность торговой точки и отсутствие подключения к мировой сети не позволяет использовать онлайн-кассу. Как организовать продажу одежды в таких регионах нормативными актами не поясняется. Неопределенным остается и положение вендингового бизнеса.
  2. Розничные рынки. Статья 2 закона 54-ФЗ освобождает продавцов от необходимости применения современных ККТ. Внедрение маркировки сделает этот пункт бессмысленным. Без онлайн-кассы и сканера рыночные торговцы не смогут работать с текстилем.
  3. Обладатели патентов и ЕНВД. С декабря 2019 года декларативной станет также льгота для предпринимателей на ПСН. Торговать одеждой и бельем без ККТ они не смогут. Более того, вопрос о допуске малого бизнеса в сегмент остается открытым. Минфин России настаивает на ограничении прав спецрежимников. В письме № 03-11-11/54469 от 22.07.19 упоминается запрет продаж маркированной продукции в магазинах на патенте или ЕНВД. Нововведение вызвало острую дискуссию. После длительного обсуждения чиновники отказались от идеи ограничить торговлю текстилем. Сейчас прорабатывается вопрос о недопущении спецрежимников к торговле лекарствами, обуви и меховыми изделиями.
  4. Самозанятые граждане. Правовой статус этой категории лиц сложно назвать определенным. Внедрение штрихкодов ясности не добавляет. Плательщики налога на профессиональный доход пользуются кассовыми программами. Как такие разработки будут комбинироваться с сервисами «Честный знак» неизвестно.

Таким образом, со вступлением в силу норм об обязательной маркировке одежды выход в сегмент будет открыт компаниям и предпринимателям, закупившим оборудование. Непреодолимым препятствием станет отсутствие онлайн-кассы.

Ссылка на основную публикацию