Действия после снятия организации с налогового учета

Исключение сведений из государственного реестра является заключительным этапом жизни компании. Однако для бывших учредителей процедура не закончена. Что делать собственникам после ликвидации ООО, рассказали специалисты.

Действия после ликвидации ООО: пошаговая инструкция

Последний шаг на пути к закрытию бизнеса

Утрата правоспособности лишает фирму возможности совершать юридически значимые действия (ст. 49 ГК РФ). Договоры с организацией и печати теряют актуальность. Именно поэтому после получения листа записи в ЕГРЮЛ экс-учредителям расслабляться не стоит.

ЭтапКраткая характеристикаКомментарий юриста
Закрытие расчетного счетаУчредителям достаточно подать в банк заявление о ликвидации компании. Сведения из государственного реестра кредитная организация запрашивает самостоятельно. Если на счете остались денежные средства, потребуется указать реквизиты для их перевода. Основанием выплат становится акт, подписанный ликвидатором. Остаток средств (если он есть) распределяется между учредителями (ст. 58 закона 14-ФЗ от 08.02.98). В документе должны быть зафиксированы суммы, причитающиеся каждому экс-собственникуВ большинстве случаев договор с банком расторгается до исключения записи об обществе из единого реестра. Кредитная организация является прямым контрагентом, а потому расчеты производятся до официальной ликвидации. Если своевременно соглашение не было прекращено, оно утрачивает силу автоматически. Удерживать средства банк не может. Юридическим обоснованием такого подхода являются ст. 859, 417, 409 ГК РФ, Инструкция Банка России № 153-И от 30.05.14. Позиция подтверждена судебной практикой (постановление 13 ААС № 13АП-5600/15 от 25.05.15)
Передача документов в архивДела по личному составу предприятия необходимо сдать в государственный архив по описи (ст. 23 закона 125-ФЗ от 22.10.04). Доказательством исполнения обязанности становится акт, удостоверенный печатью учреждения. Если после ликвидации фирмы остались документы, срок хранения которых не истек, их тоже нужно сдать. Приемка таких бумаг осуществляется на основании договора. Заключить соглашение об оказании услуги учредители могут не только с государственным, но и частным архивомПередавать документацию на постоянное хранение разумнее в период ликвидации. В этом случае договор заключается от имени компании. Расходы по сделке относятся на счет фирмы. Ликвидационная комиссия проводит экспертизу ценности и формирует дела по правилам Росархива от 06.02.02. В приказах Минкульта России № 558 от 25.08.10 и № 1182 от 31.07.07 для каждой деловой бумаги установлен свой срок хранения
Уничтожение фирменных знаковУчредителям предложено два способа. В первом случае ликвидационная комиссия решает задачу самостоятельно. Процесс протоколируется. Членам коллегиального органа достаточно лишь составить акт об уничтожении печатей и документов и приложить к нему опись. Второй вариант значительно проще. Собственники могут заключить договор со специализированной организацией. Приложением к нему станет акт передачи фирменных штампов на утилизациюПечати и бланки утрачивают актуальность сразу после официальной ликвидации фирмы. Их уничтожение необходимо для исключения случаев несанкционированного использования
Сдача отчётностиПоследний налоговый период заканчивается тогда, когда ООО уже исключено из ЕГРЮЛ (п.3 ст. 55 НК РФ). Однако от сдачи деклараций и расчетов это обстоятельство не освобождает. Документы комиссия составляет после утверждения ликвидационного баланса. Учредителям остается лишь отправить их в инспекциюПредставить отчетность в контролирующий орган вправе только сам налогоплательщик. Однако при исключении из ЕГРЮЛ компания теряет правоспособность (ст. 49 ГК РФ). Именно поэтому отправить документы следует в день официальной ликвидации. Впрочем, налоговые инспекции принимают декларации и расчеты от учредителей. Такая практика не основана на нормативных предписаниях. Подход сформировался в качестве ответа на правовой пробел

Таким образом, после ликвидации компании остаются моменты, за которые вы все еще несете ответственность. Во избежание претензий со стороны третьих лиц и надзорных служб следует проконтролировать сдачу итоговой отчетности, распорядится остатком средств на счетах и отправить в архив имеющуюся документацию.

Ссылка на основную публикацию