Госпошлина за открытие ООО
В 2018 году внесение госпошлины при постановке новой компании на учет остается обязательным условием. Статья 333.33 НК РФ вводит плату за регистрацию ООО в размере 4 тыс. рублей. Механизмы снижения или отсрочки, а также льготы для этого случая в законодательстве не предусмотрены.
Порядок оплаты
Стоимость регистрации бизнеса остается неизменной на протяжении нескольких лет. Парламентарии отказались от повышения пошлины в рамках поддержки развития предпринимательства. В 2018 году власти пошли еще дальше. В Налоговый кодекс РФ внесли правки, освобождающие учредителей от необходимости платить за постановку юридического лица на учет (ст. 333.35). Норма перевела электронную регистрацию фирм в категорию бесплатных государственных услуг. Действовать новое правило начнет с января следующего года.
В остальном порядок расчетов останется прежним. Единоличному собственнику общества потребуется перечислить всю сумму. Если учредителей несколько, каждый из них вносит равную часть пошлины. Так, при создании компании четырьмя участниками перечислить потребуется по 1 тыс., а тремя – по 1334 рубля. Распределение долей в уставном капитале на обязанность влиять не будет. Оплата госпошлины производится равными частями (разъяснения Минфина России № 03-05-06-03/32177).
Отдельные нюансы
Перечислять деньги за регистрацию в бюджет юристы рекомендуют после проведения общего собрания учредителей. Определенного срока, в течение которого действует квитанция, в законе нет. Однако поспешность может породить немало проблем. Так, количество собственников хозяйственного общества нередко меняется в процессе переговоров. Перечисленные же в бюджет суммы становятся неактуальными. Часть средств приходится возвращать или доплачивать.
Поскольку далеко не всегда зачисления в казну производятся правильно, специалисты советуют сделать копию квитанции. После подачи заявления Р11001, необходимо оставить один экземпляр у себя. При необходимости это позволит организовать розыск платежа.
Способы оплаты пошлины
Реквизиты для заполнения платежного поручения или квитанции учредители могут получить на сайте ФНС РФ. В электронных документах содержатся актуальные коды бюджетной классификации (КБК). Данные регулярно обновляются, а потому обращаться к сервису «Уплата госпошлины» следует непосредственно перед совершением платежа.
Внести деньги предложено несколькими способами:
- наличными в расчетно-кассовом центре любого банка;
- с лицевого или коммерческого счета учредителя;
- через электронный кошелек при условии прохождения идентификации («Яндекс.Деньги», Qiwi);
- при помощи мобильного телефона, банкомата, терминала;
- в многофункциональном центре в момент подачи документов на регистрацию.
Сроки зачисления платежей и комиссии систем отличаются. С особенностями обслуживания на различных площадках нужно ознакомиться заранее. При этом стоит помнить, что НДС с пошлины не удерживается. Банкам же удержание комиссии с клиентов запрещено письмами Минфина РФ № 03-05-06-03/41266 и № 03-05-06-06/41141.
Как вернуть деньги из бюджета
Вопрос о возмещении излишне уплаченных денежных средств встает часто. До октябрьских изменений 2018 года вернуть госпошлину при отказе в регистрации было практически невозможно. Единственным способом отстоять интересы являлось обращение в суд с жалобой на неправомерное отклонение заявления. Если в заседании удавалось доказать необоснованность выводов инспекторов, документы бесплатно принимали к рассмотрению вновь.
Сейчас ситуация изменилась. За учредителями признали право на ошибку. Отклоняя документы, контролирующая служба указывает причины и предлагает устранить недочеты. Исправленный вариант заявления Р11001 с полным комплектом приложений разрешается подать без дополнительного внесения пошлины в течение 3 месяцев (п.7 закона 129-ФЗ от 08.08.01). Воспользоваться механизмом можно при допущении технических ошибок или некомплектности пакета документов.
Кроме того, вернуть деньги реально и при излишней оплате. В этом случае налогоплательщик подает в инспекцию заявление с приложением копии квитанции и указанием расчетного счета. Образец обращения размещают на информационном стенде в приемном зале ИФНС. На исполнение запроса службе отводится 1 месяц (ст. 333.40 НК РФ). Предъявить требование можно в течение 3 лет.
Итоги
С января 2019 года платить госпошлину потребуется только при традиционной процедуре. Использование телекоммуникационных каналов и квалифицированных цифровых подписей поможет бизнесменам сэкономить 4 тыс. рублей.
До этого момента вносить средства рекомендуют после фактического открытия ООО. В этом случае риск ошибки учредителями будет сведен к минимуму.
С развитием технологий способов перевода средств в бюджет стало значительно больше. Сегодня коммерсанты могут воспользоваться услугами виртуальных платежных систем, перечислить деньги с телефона или непосредственно в МФЦ. А вот с возвратом излишне уплаченных сумм и уточнением назначения платежей возникают проблемы. Добиться оперативного возмещения вряд ли удастся.