Налоговая проверка при ликвидации ООО
Выездная налоговая проверка проводится территориальными инспекциями в отношении юридических лиц и предпринимателей. Контрольное мероприятие организуют в соответствии с утвержденными планами. Во внеочередном порядке попасть в число проверяемых субъектов компании рискуют при ликвидации. Решение о проверке достоверности отчетности ООО принимает руководитель налогового органа после получения уведомления по форме Р15001.
Право или обязанность?
Основания явки ревизоров из налоговой инспекции перечислены в статье 89 НК РФ. Прекращение деятельности входит в их число. При этом норма не обязывает службу проверять каждого налогоплательщика. Инспекторы руководствуются утвержденными планами и внутренними инструкциями. Оценить вероятность включения фирмы в график можно, воспользовавшись распоряжением ФНС России № 3-06/333@ от 30.05.07.
В случае ликвидации предприятия решение о предстоящей проверке выносит глава территориальной инспекции. Форма документа введена распоряжением ФНС России № 7-2/189@ от 08.05.15. Руководитель налогового органа принимает во внимание:
- размер годовой выручки;
- соотношение отчислений в бюджет с оборотами;
- достоверность информации об обществе в ЕГРЮЛ (например, актуальность сведений о юридическом адресе);
- состояние расчетов по налогам и сборам;
- своевременность сдачи отчетности;
- наличие или отсутствие наемных работников;
- отраслевую специфику фирмы;
- частоту переездов компании, смены учредителей и директоров;
- применяемый обществом налоговый режим.
Исчерпывающего перечня критериев, по которым назначается проверка ликвидируемого общества, не опубликовано. Предварительный анализ охватывает данные из ведомственных информационных баз. В этом случае контроль осуществляется независимо от того, проводились ли аналогичные мероприятия раньше. Не имеет значения, и по какому поводу до этого инспекция исследовала отчетность.
К чему готовиться налогоплательщику
Предмет контроля должен быть указан в решении о проведении выездной проверки. В документе приводится перечень налогов, полнота уплаты которых подлежит оценке. Инспекторы вправе запрашивать у компании:
- Бухгалтерскую отчетность. Анализу подвергается баланс. В качестве приложения к нему выступает отчет о финансовых результатах.
- Хозяйственные договоры с приложениями. Проверка охватывает первичную документацию, включая передаточные акты, путевые листы, счета-фактуры, спецификации, накладные. Большое внимание контролеры уделяют сделкам взаимозависимых и аффилированных лиц. Подготовить для ревизоров потребуется также копии учетных журналов.
- Кассовая документация. В рамках проверки инспекторы истребуют бумаги о наличных операциях. Запросы направляют на предоставление кассовых чеков, книг. С переходом к онлайн-технике отслеживать расчеты стали автоматически. Вся информация о поступлениях и издержках организации отражается в памяти фискальных накопителей и передается налоговому органу в режиме реального времени. Потребовать документы могут лишь за периоды, не попавшие под реформу ККТ.
- Налоговые декларации и расчеты по страховым взносам. Инспекции обязаны хранить предоставленные плательщиками отчеты. Тем не менее, передать копии ревизорам все же стоит. Вручение контролерам максимально полного комплекта документов ускорит вынесение итогового решения.
На исполнение запросов статья 93 НК РФ отводит 10 суток. В расчет принимают только рабочие дни (ст. 6.1 Кодекса). Все документы предоставляются в форме копий, заверенных обществом. Налоговому органу запрещено требовать нотариального удостоверения. Оценивать разрешено отчетность не более чем за 3 года до назначения проверки.
Контролеры могут организовать осмотр складских, производственных, офисных и подсобных помещений (ст. 92 НК РФ). Статьи 94–97, 90, 89 того же Кодекса дают инспекторам право на привлечение к участию экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей, а также проведение выемок, опросов и инвентаризации в присутствии представителей ИФНС.
Как избежать контрольных мероприятий
Отдельные компании могут ликвидироваться без назначения проверки. Поскольку вынесение решения оставили на усмотрение руководителя инспекции, спрогнозировать ситуацию реально. Так, налоговики редко проявляют активность, если фирма:
- прекратила фактическую деятельность несколько лет назад;
- ежегодно сдает нулевой бухгалтерский баланс и декларации;
- своевременно направляет отчетность, добросовестно оплачивает все налоги и сборы;
- принадлежит единственному учредителю.
Условия, при соблюдении которых можно избежать проверки, нигде не прописаны. Здесь контролеры также руководствуются внутренними методическими рекомендациями. Такие регламенты не публикуют в свободном доступе.
Оформление итогов и сроки налогового контроля
Результаты работы инспекторов фиксируют документально. Собранную в ходе проверки информацию отражают в специальной справке. На ее основе в течение 2 месяцев составляют акт. С выводами ревизоров налогоплательщика знакомят под подпись. На выполнение этого требования статья 100 НК РФ отводит 5 рабочих дней. На подачу возражений в письменной форме ликвидируемому обществу предоставлен месяц. По его истечении материалы рассматривают и выносят решение. Лишь после этого компания вправе официально закрыться.
Выездная налоговая проверка при ликвидации не препятствует расчетам с кредиторами, увольнению персонала, инвентаризации или реализации имущества. Внутренняя комиссия общества свободно занимается формированием и выносит на утверждение учредителей проекты промежуточного и остаточного балансов. Однако добиться исключения записи из ЕГРЮЛ до окончания контрольного мероприятия не получится. Документы будут отклонены со ссылкой на недостоверность. Отсутствие недоимок перед бюджетом поставят под сомнение.
Таким образом, явка налоговых инспекторов существенно увеличивает срок ликвидации. Продолжительность выездного контроля по ст. 89 НК РФ ограничена 2 месяцами. На практике процедура затягивается. У ревизоров есть право продления срока на 4–6 месяцев, а также приостановку мероприятия еще на полгода.