Право подписи в ООО

Общество признается самостоятельным субъектом гражданского оборота. Однако действует организация всегда через своих представителей. Руководитель ООО, должностные лица или иные специалисты наделяются правом подписи. Такие посредники приобретают полномочия в силу закона, устава, доверенности, приказа или судебного решения. Порядок зависит от типа документов и статуса физлица. Пренебрежение должным оформлением грозит недействительностью сделок и невозможностью проведения хозяйственных операций.

Право подписи документов ООО: понятие, порядок предоставления, образцы доверенностей и приказов

Юридический базис

Право подписи документов от имени ООО автоматически признается только за руководителем. Статья 40 закона 14-ФЗ от 08.02.98 наделяет единоличный исполнительный орган следующими полномочиями:

  • выдача доверенностей;
  • заключение сделок;
  • издание приказов, в том числе о найме, увольнении и переводе сотрудников;
  • представительство в государственных и муниципальных структурах;
  • отстаивание интересов компании в отношении с третьими лицами.

Глава общества действует на основании устава. Условием беспрепятственного осуществления полномочий является внесение информации о нем в ЕГРЮЛ.

Штатным сотрудникам и сторонним специалистам право подписи предоставляется директором ООО. Существует два способа:

Приказ

Доверенность
Составление некоторых документов может входить в обязанности штатных сотрудников. Так, должностная инструкция рядового бухгалтера предполагает оформление накладных, путевых листов, счетов. Кладовщик должен визировать акты приемки, мастера – подавать отчеты о выполненной работе. Право подписи таким специалистам предоставляется в момент назначения на должность (кадровый приказ). Кроме того, в компании утверждается перечень лиц, которым разрешено подписывать внутренние финансовые документы (разъяснения Минфина России № ПЗ-10/2012).

Такие распоряжения действуют только внутри организации. Они не имеют обязательной силы для третьих лиц и не могут адресоваться нетрудоустроенным специалистам
Директор общества может наделить штатного сотрудника или стороннего специалиста правом подписания специфических документов. С этой целью оформляется доверенность (ст. 185 ГК РФ). Так, письменное уполномочие выдается:
· на получение товарно-материальных ценностей с оформлением приемочных актов;
· на подачу документов в прокуратуру, МВД РФ, суды, прочие государственные органы;
· на работу с обслуживающим организацию банком и т. д.

Доверенность на право подписи удостоверяется директором. Нотариальное свидетельствование не требуется (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Правило распространяется на все инстанции, включая налоговые органы. Настаивать на удостоверении доверенности от имени ООО служба не вправе.

Оформить документ можно на лицо, не состоящее с организацией в трудовых отношениях. Если речь идет о штатном сотруднике, полномочия могут выходить за рамки служебных обязанностей. В этом основное отличие доверенности от приказа

Право подписи может предоставляться должностным лицам общества и отраслевыми нормативными актами. Так, указаниями ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.14 главному бухгалтеру предписывается визировать кассовые документы. Директор компании вправе возложить эту обязанность на другое лицо, выдав доверенность или издав приказ. Главному же бухгалтеру достаточно назначения на должность. Аналогичная ситуация складывается со счетами-фактурами. Требование о наличии в форме подписи главбуха закреплено ст. 169 НК РФ.

Право подписи документов ООО: понятие, порядок предоставления, образцы доверенностей и приказов

Кто вправе подписывать документы

Выступать от имени организации и визировать деловые бумаги могут разные лица. Условно их можно поделить на несколько групп:

Категория

ОснованиеПримеры Перечень документов
Единоличный исполнительный
орган
Устав, ст. ст. 40 и 42 закона 14-ФЗГенеральный директор, президент, управляющий Список остается открытым. В него входят сделки, приказы, распоряжения, доверенности и пр.
Коллегиальный исполнительный орган Устав, ст. 41 закона 14-ФЗПредседатель правления или дирекции Компетенция определяется уставом
Коллегиальный орган управленияУстав, ст. 44 закона 14-ФЗГлава наблюдательного советаОбъем полномочий прописывается уставом
Собственники Устав, ст. 78, 3239 закона 14-ФЗ, ст. 9 закона 129-ФЗУчредители и участники, вошедшие в состав ООО после создания Владельцы общества вправе подписывать протокол общего собрания. Единоличный участник издает решения. Учредителям ООО также предоставляется право подписи заявления Р11001
Штатные сотрудники Приказ директора о подписании документовГлавный бухгалтер, заместители директора, юрист, инспектор отдела кадров, кассир и т. д.Перечень устанавливается должностной инструкцией или внутренними нормативными актами
Представители

Доверенность ООО на право подписиАдвокаты, судебные защитники, специалисты, привлеченные на условиях аутсорсинга Список документов прописывается в доверенности
Органы контроля Устав, ст. 47 закона 14-ФЗ Ревизор или председатель ревизионной комиссии Подпись ставится на заключениях и отчетах, а также приложениях к ним
Независимые специалисты Судебное решение, закон 127-ФЗ от 26.10.02 Внешние и конкурсные управляющие, специалисты, ответственные за финансовое оздоровление фирмыПолномочия таких представителей определяются процессуальным положением. Так, компетенции посвящены ст. 83, 99, 129 закона 127-ФЗ. Управляющие действуют за директора либо совместно с ним, в интересах конкурсных кредиторов
Ликвидаторы Устав, решение общего собрания собственников или единоличного учредителя, ст. 5758 закона 14-ФЗПредседатель ликвидационной комиссииЛиквидатор подписывает весь комплекс документов по прекращению деятельности компании. Он выступает за руководителя ООО, признается заявителем на этапе регистрации закрытия бизнеса

Право подписи документов ООО: понятие, порядок предоставления, образцы доверенностей и приказов

Подписание документов неуполномоченным лицом

Пренебрежение правилами грозит недействительностью сделок, отказом в приемке отчетности и прочими негативными последствиями.

  1. Первичные документы. Принять к учету формы, составленные с нарушением ст. 9 закона 402-ФЗ от 06.12.11 и распоряжения Минфина РФ № 34н от 29.07.98, нельзя. Если на бланке отсутствует подпись главного бухгалтера либо имеется росчерк лица, неуполномоченного директором, документ считается недействительным. Компания теряет право на налоговые вычеты, так как не может подтвердить реальность и обоснованность расходов.
  2. Договоры. Соглашения, заключенные неуполномоченным лицом, не порождают правовых последствий для общества. Исключения составляют сделки, признанные компанией (ст. 183 ГК РФ, информационное письмо ВАС РФ № 57 от 23.10.00). Одобрить договор должен директор. Если речь идет о крупных сделках, разрешение дает общее собрание учредителей.
  3. Заявления и обращения. Подача документов неуполномоченными лицами является основанием отказа от их рассмотрения (ст. 135 ГПК РФ, ст. 23 закона 129-ФЗ от 08.08.01 и т.д.). Процессуальные сроки могут быть пропущены.
  4. Распоряжения. Право подписи приказов и выдача доверенностей отнесены ст. 40 закона 14-ФЗ к исключительной прерогативе директора. Исключения предусмотрены лишь для случаев передачи функций управляющей организации или специалисту (ст. 42 того же нормативного акта). Если распоряжения изданы неуполномоченным лицом, исполнению они не подлежат.

Таким образом, право подписи – это особый юридический инструмент, позволяющий организации участвовать в гражданском обороте. В отношения с другими хозяйствующими субъектами общество вступает посредством привлечения посредников – конкретных людей. Именно физлицо всегда ставит подпись на документах.

 

Ссылка на основную публикацию