Кто выступает в качестве ликвидатора ООО
Официальное завершение работы предприятия требует специфических познаний в юриспруденции и бухгалтерском учете. Подробного ответа на вопрос, кого можно назначить на ответственный пост, закон не дает. В качестве ликвидатора вправе выступать практически любые дееспособные граждане или объединения. Кандидатуру утверждают при принятии решения о закрытии фирмы. Компетентность таких специалистов крайне важна. Ошибки при ликвидации организации оборачиваются колоссальными убытками и простоями.
Правила назначения
Процедура наделения полномочиями зависит от порядка закрытия предприятия. С учетом этого же обстоятельства подбирается и кандидатура непосредственного исполнителя.
Добровольное решение | Принудительное прекращение работы |
---|---|
Ликвидационная комиссия формируется учредителями на общем собрании. Собственники обязаны руководствоваться статьей 57 закона №14-ФЗ от 08.02.98. Норма возлагает обязанность подготовки списка кандидатур на руководителя компании или совет директоров. В перечень разрешено включать самих участников, главу фирмы, штатных специалистов или независимых экспертов. Жесткие требования к членам отсутствуют. Особые условия установлены для обществ с государственным или муниципальным участием. Если доля в капитале оплачена за счет бюджетных средств, в ликвидационную комиссию включают специалиста из территориального управления имуществом. Присутствие чиновника гарантирует интересы публичного собственника | Решение принимает арбитражный суд в порядке искового производства. Кандидатуру выдвигают инициаторы разбирательства. Служители Фемиды могут возложить обязанность по прекращению деятельности фирмы на учредителей (п. 5 ст. 61 ГК РФ). Если собственники не выполняют указания, ликвидатор назначается по ходатайству истца. Роль может играть физическое лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего. Соответствующие разъяснения содержатся в пунктах 9–10 Информационного письма ВАС РФ № 84 от 13.08.04. Привлечение арбитражного управляющего необходимо лишь в рамках банкротства. Последний должен иметь членский билет саморегулируемого объединения и страховой полис |
Важно! В законодательстве не установлено однозначного требования к численности комиссии. Это дает относительную свободу.
Таким образом, в качестве ликвидатора можно назначить кого угодно. Исключения составляют лишь случаи банкротства. В иных ситуациях образовательный, возрастной и прочие цензы не применяются. Ограничения могут быть связаны с личностью специалиста. Так, к управлению компаниями не допускаются дисквалифицированные граждане (ст. 3.11 КоАП РФ). Препятствовать исполнению функций может и специфический статус. Под запрет попадают, например, судьи (п.3 ст. 3 закона № 3132-1 от 26.06.92).
Полномочия
Начало процедуры является основанием для отстранения руководителя от управления предприятием. Полномочия топ-менеджера передаются ликвидатору. Обязанности и ответственность также переходят от директора к новому должностному лицу.
Специалист организует сбор сведений, оценивает имущественное состояние ликвидируемого предприятия, составляет реестры требований и проводит расчеты. В законе 14-ФЗ от 08.02.98 исчерпывающий перечень задач не приводится. Парламентарии ограничились общими формулировками.
Анализ статей 40–41, 57–58 закона 14-ФЗ, а также 61, 62, 63, 64, 64.1 ГК РФ позволяет вычленить ключевые обязанности ликвидатора:
- Текущее управление фирмой. Специалист контролирует исполнение сделок, принимает решение о реализации оставшейся продукции, работает с контрагентами. При этом основной задачей становится сворачивание коммерческой деятельности с наименьшими потерями.
- Представительство. Ликвидатор выступает в суде от имени компании, подает документы в государственные структуры, отстаивает интересы фирмы в спорах. Оформление доверенности не требуется. Упоминания о дополнительном закреплении полномочий в пункте четвертом статьи 62 ГК РФ отсутствуют.
- Инвентаризация. Оценка финансового состояния компании становится основным этапом. По итогам комплексного мероприятия составляются реестры дебиторов и кредиторов, формируется отчет о стоимости остатков продукции, сырья, инструментов, основных средств. Учету подлежат наличные и безналичные средства, резервные фонды, ценные бумаги, инвестиции всех типов (ст. 63 ГК РФ).
- Извещение налогового органа. Именно ликвидатор является заявителем при государственной регистрации. Специалист сообщает территориальной инспекции о начале процесса ликвидации, а впоследствии уведомляет об утверждении ликвидационного баланса. Соответствующим статусом должностное лицо наделяет п. 3 ст. 20 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.01.
- Публикация сведений. В обязанности специалиста входит обнародование информации о порядке предъявления претензий к компании. В сообщениях указываются правила отправки требований, сроки их рассмотрения и проведения расчетов. Объявления размещают в «Вестнике государственной регистрации» (распоряжение ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16.06.06).
- Расчеты. По итогам инвентаризации и рассмотрения предъявленных требований ликвидатор формирует реестр кредиторов. Очередность удовлетворения определяется в соответствии со ст. 64 ГК РФ. Одновременно производится взыскание дебиторской задолженности. Если срок оплаты по договору с контрагентом не наступил, право требования продают по рыночной цене. Для этого заключают соглашения цессии (ст. 388 ГК РФ). В роли покупателей, обычно, выступают коллекторские агентства или иные заинтересованные лица. Если денег недостаточно, ликвидатор организует продажу имущества фирмы.
При обнаружении признаков несостоятельности специалист, ответственный за процедуру закрытия, обязан направить иск в арбитражный суд. На исполнение предписания отводится 10 дней (п. 4 ст. 63 ГК РФ, ст. 9 закона 127-ФЗ от 26.10.02). Если окончание деятельности сопровождается выездной налоговой проверкой, ликвидатор должен обеспечить взаимодействие с ревизорами.
Ответственность
Исполнять возложенные обязанности ликвидатор должен добросовестно. В противном случае ему грозят санкции.
Защита имущественных интересов | Уголовное преследование |
---|---|
За качество и полноту исполнения поручения специалист отвечает материально. Претензии разрешено предъявлять в случаях, когда ликвидатор нанес убытки. Право предоставлено кредиторам, третьим лицам или учредителям предприятия. На виновника возлагается обязанность по возмещению суммы причиненного ущерба. Взыскание производится в судебном порядке. В ходе разбирательства устанавливается вина ответчика и причинно-следственная связь (ст. ст. 53.1, 64.1 ГК РФ). Компенсация удерживается с членов комиссии солидарно. Если закрытием фирмы занимается один специалист, покрытие убытков с него удерживается полностью. Кроме того, субсидиарную ответственность несет ликвидационная комиссия (единоличный специалист) при нарушении срока подачи заявления о банкротстве в суд. Правило закреплено ст. 61.12 закона 127-ФЗ от 26.10.02 и подтверждено постановлением ВС РФ № 53 от 21.12.17 | Статья 195 УК РФ признает преступлением сознательное сокрытие информации об имуществе и средствах компании. Деяние может выражаться также в неправомерном удовлетворении кредиторских требований. По этой же статье уголовная ответственность наступает в случае умышленного уничтожения и (или) фальсификации бухгалтерской и другой документации. Условием возбуждения дела является достижение ущербом крупного размера - 2 250 000 рублей. В качестве наказания статья 195 УК РФ предусматривает штрафы до 500 тыс. в отечественной валюте, изъятие доходов или принудительный труд на протяжении 3 лет, ограничение личной свободы до 24 месяцев, арест на полгода. Наиболее жесткой санкцией является помещение в исправительное учреждение на срок до 3 лет. Такое наказание совмещают с денежным взысканием. |
Поскольку ликвидатору переходят полномочия исполнительного органа общества, он несет и иные виды ответственности. За несвоевременную подачу отчетности назначают наказание по статьям 13.19, 15.11 КоАП РФ. Опоздание с уведомлением налогового органа о процедуре грозит санкциями по ст. 14.25 КоАП РФ.
В заключение отметим, что возложение полномочий ликвидатора на одного специалиста длительное время вызывало споры. В большинстве норм, посвященных закрытию фирм, упоминается о комиссии. Суды считают понятия тождественными и не усматривают нарушений (п.1.4 письма ФНС России по обобщению практики № ГД-4-14/5962@ от 29.03.18).