Правила блокировки расчетного счета ООО по закону 115-ФЗ
Возложение на банки контрольных функций повлекло массовую заморозку расчетных счетов. Финансовые организации оказались меж двух огней. Кредитные учреждения заинтересованы в максимальной активности корпоративных клиентов. Чем больше ООО совершает операций, тем выше вознаграждение за обслуживание. Однако закон 115-ФЗ обязывает банк блокировать сомнительные транзакции. При возникновении подозрений сотрудники должны отказать в переводе и запросить документальное обоснование. Пренебрежение правилами грозит отзывом лицензии.
За что могут заблокировать счет компании
Отсутствие исчерпывающего перечня оснований заморозки операций юристы считают наиболее серьезной проблемой. Не имея четкой инструкции, банки вынуждены принимать меры уже при первых признаках подозрительной активности.
Базисом финансового контроля в 2019 году остается федеральный закон № 115-ФЗ. Нормативный акт требует от кредитных учреждений проверки следующих операций (ст. 6):
Тип поднадзорной активности | Пояснение |
---|---|
Сделки эквивалентом 600 тысяч рублей и более | Проверке подлежат любые операции с наличностью, переводы с участием физических или юридических лиц, зарегистрированных в странах перечня ФАТФ, банковские вклады и сделки с движимым имуществом |
Расчеты за недвижимость стоимостью 3 млн рублей и выше | Контроль банка распространяется на сделки, связанные с переходом прав на капитальный объект |
Переводы некоммерческих объединений на сумму в 100 тысяч рублей и более | Во внимание принимается получение денег от иностранных контрагентов, а также аналогичные расходные транзакции |
Движение средств от 10 млн рублей по счетам компаний, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного сектора страны | Перечень организаций, сделки которых необходимо контролировать банкам, приведен в законах 213-ФЗ и 161-ФЗ |
Операции по специальным счетам исполнителей государственного оборонного заказа | Речь идет о головных организациях, обеспечивающих поставки по контрактам в рамках закона 275-ФЗ. Контроль первой транзакции по зачислению средств осуществляется, если сумма достигла или превысила 600 тысяч рублей. Повторно переводы проверяются банком при преодолении отметки в 50 млн в отечественной валюте |
Получение наличности с карты, эмитированной финансовым учреждением иностранного государства | Обязанность у банка возникает лишь при работе с «пластиком», выпущенным на территории стран из перечня Росфинмониторинга. Доступ к документу имеют только профессиональные участники рынка. Рядовые клиенты с реестром ознакомиться не могут |
Операции с участием лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремизму или терроризму | Информация о людях и фирмах, работа с которыми обязательно привлечет внимание банка, опубликована на сайте Росфинмониторинга (приказ № 191 от 29.07.14) |
Случаи, перечисленные в статье 6 закона 115-ФЗ, предполагают проведение проверок в штатном режиме. Банку не нужно выявлять нарушения или признаки сомнительности. Он действует по прямому предписанию нормы. Документальное обоснование запрашивается по факту совершения операции. Неожиданностью решение кредитной организации о приостановке назвать нельзя. Если транзакция соответствует критериям, указанным в ст. 6, перевод приостановят с вероятностью 100%.
Основанием внештатной заморозки является подозрительность активности клиента. Юридическим базисом процедуры становится ст. 7 закона 115-ФЗ. Так, согласно норме причиной блокировки расчетного счета ООО становятся следующие обстоятельства:
- сомнения в легальности источников средств, используемых компанией или ее контрагентами;
- невозможность установления бенефициаров фирмы-клиента либо получение данных о недостоверности/неактуальности представленной ранее информации;
- необходимость обновления сведений об обществе;
- включение клиента в список Росфинмониторинга;
- подозрительные транзакции.
Последнее основание дает банку возможность блокировать любые переводы, выходящие за рамки обычной деятельности. Финансовому учреждению не нужно даже доказывать обоснованность сомнений. Никакой ответственности за последствия ограничений кредитная организация не понесет. Если подозрения окажутся беспочвенными, платить клиенту проценты или штрафы за задержку не будут (п.12 ст. 7 закона 115-ФЗ).
Впрочем, откровенные злоупотребления со стороны банков встречаются все реже. Свести к минимуму риск заморозки средств реально. Для этого стоит изучить п. 2 ст. 7 закона 115-ФЗ. Меры предосторожности сводятся к отказу от запутанных и необычных схем. Сократить вероятность блокировки поможет четкое следование уставным целям компании. Сделки не должны противоречить учредительным документам, порождать подозрения в умышленном выводе капитала или уклонении от уплаты обязательных сборов.
Спровоцировать приостановку может как снижение, так и необоснованное наращивание налоговых отчислений. Этот показатель должен оставаться в пределах 0,5–0,9% от оборота (п. 1 рекомендаций ЦБ РФ № 18-МР).
Примечание: Порядок внутреннего контроля разрабатывается кредитными организациями самостоятельно. Документ не подлежит публикации. Клиентов с ним не знакомят. Это в полной мере соответствует духу закона 115-ФЗ. Отсутствие информации о методах борьбы с нарушениями исключает формирование обходных схем.
Механизм и основные этапы «заморозки»
Кредитные организации действуют по единому алгоритму. Основой финансового контроля является все та же статья 7 закона 115-ФЗ. Пошаговые инструкции в открытом доступе не размещают. Их относят к документам служебного пользования.
В общих чертах схема выглядит следующим образом:
- Мониторинг. Каждый банк, обслуживающий расчеты, формирует службу безопасности. Сотрудники этого подразделения отслеживают подозрительные операции. Большинство проверок остаются для клиентов незаметными. Они могут проводиться в рамках ежегодного обновления сведений или быть внеплановыми (ч. 3 п. 1 ст. 7 закона 115-ФЗ). О контроле бизнесмены узнают лишь при получении запросов на уточнение данных.
- Документирование. Результаты проверок фиксируются сотрудниками банка. Такие материалы носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению. Ограниченный доступ не препятствует отправке информации в Росфинмониторинг.
- Заморозка счета. Если в результате контроля выявлены признаки сомнительной активности, принимаются меры. Руководству фирмы банк в письменном виде сообщает, почему заблокировали счет. О необходимости подробного разъяснения причин ЦБ РФ заявил в письме № ИНН-014-12/61 от 12.09.18. У клиентов должна быть реальная возможность развеять подозрения и реабилитироваться. Сделать это можно путем предоставления документов и пояснений. Срок устанавливает сам банк. Обычно ответ ожидают в течение 3–7 рабочих дней.
- Уведомление контролирующих служб. Информация о приостановке операций, отказе в их проведении, расторжении договора с клиентом передается в Росфинмониторинг. На извещение п. 13 ст. 7 закона 115-ФЗ отводит 1 рабочий день. Извещения направляются в электронном формате по защищенным каналам.
Особого внимания заслуживают принципы обслуживания юридических лиц, прямо либо косвенно принадлежащих клиентам с блокировкой. В эту группу попадают предприятия, бенефициары или собственники которых столкнулись с приостановкой ранее. В виду имеются лица, ограничения, по счетам которых не сняты. При выявлении такой связи банк обязан остановить движения по счету. Время заморозки составляет 5 рабочих дней. После принятия меры о транзакции уведомляют Росфинмониторг. Если чиновники не выдадут постановления о дополнительном сроке приостановки, ограничения снимают, а операцию выполняют (п.10 ст. 7 закона 115-ФЗ).
Пример: ООО «Букет» владеет 50% ООО «Василек». Компании открыли расчетные счета в разных кредитных учреждениях. Банк учредителя засомневался в легальности
операций и приостановил их до выяснения обстоятельств. Руководство ООО «Букет» не торопится исполнять запрос. Как только о ситуации узнает банк, обслуживающий ООО «Василек», будет реализован механизм приостановки по (п. 10 ст. 7 закона 115-ФЗ).
Документальное обоснование и устные пояснения могут не удовлетворить сотрудников банка. В этом случае в переводе средств отказывают. Решение клиент может обжаловать сначала руководителю обслуживающего учреждения, а затем в межведомственную комиссию. Коллегиальный орган действует на основании указаний ЦБ РФ № 4760-У от 30.03.18. Процедура занимает не более 20 дней. Если добиться успеха на этом уровне не удалось, остается защищать свои интересы в суде.
Справка: Эффективность административного обжалования оставляет желать лучшего. Согласно данным ЦБ РФ, за 2018 год на рассмотрение поступило чуть более 640 заявлений. При этом около 40% обращений касались ограничений дистанционного управления средствами, что не относится к компетенции комиссии.
Последствия блокировки
Заморозка расчетных счетов создает бизнесу немало проблем. Под удар попадают преимущественно субъекты малого и среднего предпринимательства. Именно для этих участников делового оборота характерны многочисленные транзакции на небольшие суммы.
Возникновение сомнений у банка полностью блокирует расчеты с контрагентом. При этом ответственность за просрочку оплаты несет клиент. Если деньги не будут своевременно переведены деловому партнеру, может возникнуть спор о неустойке, пенях и процентах. Переложить убытки на обслуживающую финансовую организацию очень сложно в силу п. 12 ст. 7 закона 115-ФЗ.
Примечание: Судебная практика складывается неоднозначно. Единой позиции еще не сформировалось. Однако в случае необоснованной заморозки счета шанс взыскать с банка компенсацию есть. В качестве примера стоит привести дело А65-23315/2018.
Кроме того, в период приостановки трудности возникнут и с другими платежами. Банки неохотно идут на уступки. Фактически до окончания разбирательства списать со счета согласятся только налоги, а также средства по исполнительным листам и судебным приказам. В редких случаях компании разрешают заплатить сотрудникам заработную плату.
Последствием двукратной в течение года блокировки счета является расторжение договора о расчетно-кассовом обслуживании (п.5.2 ст. 7 закона 115-ФЗ). Денежный остаток предлагают перевести в другой банк. Спорным вопросом в данной ситуации остается комиссия. Вознаграждение за перемещение капитала варьирует от 5 до 20%. Комиссию устанавливают локальными регламентами. Жестких ограничений ЦБ РФ не ввел. Впрочем, бизнесу удается признавать подобные удержания незаконными (А40-119042/2018).
Самым неприятным последствием блокировки станет удар по деловой репутации ООО. Если предприятие не отстаивало правоту и расторгло договор, открыть другой счет будет сложно. Прежний банк направит информацию о сложившейся ситуации в ЦБ РФ. Напомним, что регулятор формирует «список нежелательных персон». Лиц, с которыми были прекращены отношения из-за нарушений закона 115-ФЗ, вносят в специальный реестр. Документ рассылается финансовым организациям страны и носит рекомендательный характер. Сведения используют для оценки риска сотрудничества с новыми клиентами. Большинство учреждений откажется работать с подозрительной компанией.
Надежду дает постепенное изменение подхода. Так, процедурным аспектам блокировки посвящены рекомендации ЦБ РФ № 5-МР от 22.02.19. Регулятор отметил, что внесение юридического или физического лица в список не является самостоятельным основанием отказа в открытии счета. Кредитная организация должна четко сформулировать, чем именно ей грозит сотрудничество. К сожалению, пояснения не признаются прямым предписанием. За пренебрежение ими санкций не установлено.
Таким образом, в 2019 году от блокировки операций по закону 115-ФЗ не застрахованы даже добросовестные компании. Отстаивать деловую репутацию нужно всеми доступными способами. Молчаливый отказ от совершения проблемной транзакции лишь усугубит положение клиента.