ЭЦП для регистрации ККМ в налоговой
Назначение
Согласно законодательству РФ, а именно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 №290-ФЗ организации обязаны применять онлайн-кассы с июля 2017 года. При использовании данной контрольно-кассовой техники сведения по ведению кассы предприятия передаются в налоговую инспекцию для обработки, анализа и дальнейшего использования. Применение онлайн-касс возможно только с ЭЦП для непосредственной регистрации ККМ, которая представляет собой электронную цифровую подпись владельца, зашифрованную методом криптографии.
В законах о применении контрольно-кассовой техники имеется конкретный перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют право не использовать онлайн-кассы. Этот момент зависит от того, какие именно виды деятельности они осуществляют, к примеру, торгуют газетами и журналами через киоски, продают проездные билеты в общественном транспорте, оказывают услуги по ремонту обуви и т. д.
Тем лицам, которые обязаны использовать онлайн-кассы, необходимо в обязательном порядке использовать электронную подпись, с помощью которой производится первичная регистрация и перерегистрация ККТ, передача сведений в ИФНС, замена фискального накопителя, а также снятие с учета ККТ.
Сущность и виды
Электронная подпись представляет собой зашифрованную информацию о владельце ключа, с помощью которой он может подписывать какие-либо документы. Она имеет такую же юридическую силу, как и собственноручно проставленная на бумажном носителе. Однако необходимо учесть, что ЭЦП имеют несколько видов, а именно:
- простая;
- усиленная неквалифицированная;
- усиленная квалифицированная.
О том, какая электронная подпись нужна для регистрации ККМ, можно сказать следующее: для организации электронного документооборота с налоговой службой всегда используется усиленная квалифицированная подпись. Именно она является наиболее надежной или защищенной, а срок действия подписи составляет 1 год, после чего его необходимо продлить.
Юридическое лицо может получить подпись только в специальном удостоверяющем центре, имеющем аккредитацию в Минкомсвязи РФ. Для оформления подписи необходимо предоставить в удостоверяющий центр соответствующий пакет документов, в который входят заявление, копии учредительных документов, копии личных документов должностного лица, на которое будет изготавливаться ЭЦП. Удостоверяющий центр выставит счет за оформление всех документов и изготовление ключа, и после его оплаты владелец или его доверенное лицо сможет получить подпись.
ИП имеют возможность оформить ЭЦП не только через удостоверяющий центр, но также и в многофункциональном центре, на почте или в ИФНС.
Важно! Подать заявку на ЭЦП можно как при непосредственном посещении удостоверяющего центра, так и при помощи сети Интернет. При этом заявка оформляется на сайте центра, а сопроводительный пакет документов передается в виде сканированных копий.
Регистрация ККМ при помощи ЭЦП
Зарегистрировать ККТ можно при помощи ЭЦП, для чего используется личный кабинет налогоплательщика на сайте www.nalog.ru. Для этого нужно оформить специальное заявление, в котором отразить все основные параметры о ККМ, и после его регистрации кассовому аппарату будет присвоен регистрационный номер. Отметим, что к заявлению необходимо приложить сканированные копии технического паспорта на ККМ и договора с центром технического обслуживания.
Для того чтобы отправить заявление на рассмотрение, как раз и понадобится ЭЦП, которая подтверждает, что именно ее владелец регистрирует кассовый аппарат. После проведения соответствующей проверки сотрудник ИФНС опломбирует онлайн-кассу, осуществит фискализацию и активирует фискальный накопитель.
В том случае, когда законодательством разрешено не использовать онлайн-кассы, кассовый аппарат необходимо регистрировать непосредственно в налоговой без применения ЭЦП. Для этого следует самостоятельно обратиться в ИФНС, предоставить необходимый пакет документов на бумажном носителе (заявление, копии учредительной документации, технического паспорта на ККМ и договора с ЦТО). После рассмотрения заявления сотрудник налоговой службы проведет аналогичные действия, как и при онлайн-регистрации, и аппаратом можно будет пользоваться.
Рекомендации
- при выборе удостоверяющего центра обратите внимание на то, входит ли он в реестр, размещенный на сайте ФНС;
- при наличии старой модели ККМ ее можно модернизировать для онлайн-использования, для чего обратитесь в ЦТО;
- определите, действительно ли организация должна применять онлайн-кассу при своем виде деятельности;
- установите, какой именно оператор фискальных данных будет передавать информацию в ИФНС;
- проанализируйте, какова цена на посреднические услуги по регистрации кассового аппарата в налоговой (сама процедура осуществляется гос. органами бесплатно).