Правила валютного контроля в 2019 году для ООО

Валютный контроль – комплекс надзорных мероприятий, осуществляемых государственными органами и уполномоченными банками. Проверки проводятся в отношении операций ООО, ИП, рядовых граждан. В 2019 году участники системы обязаны руководствоваться положениями закона № 173-ФЗ от 10.12.03, а также многочисленными инструкциями ЦБ РФ. Система строится на тесном взаимодействии всех звеньев цепи и многостороннем информационном обмене.

Все о валютном контроле: цели, меры, последствия нарушений

Структура валютного контроля в России

Базовая характеристика системы приводится в ст. 22 закона 173-ФЗ. Роль главного координатора парламентарии закрепили за Правительством РФ. Федеральные чиновники распределяют надзорные функции между государственными службами, утверждают регламенты, наделяют ведомства специфическими полномочиями. На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы (статья 6 закона 173-ФЗ).

Следующим звеном в иерархии является Центробанк России. Регулятор осуществляет валютный контроль в отношении кредитных и финансовых организаций. Для них он издает инструкции, вводит правила, стандарты. Курирует ЦБ РФ и профессиональных игроков рынка. К нарушителям применяются санкции вплоть до отзыва лицензии. Активно участвует регулятор и в информационном обмене. Так, таможенные органы передают Банку России сведения о задекларированных товарах (правительственное постановление № 1459 от 28.12.12). Анализ сведений необходим для оценки достоверности отчетности, оценки ситуации в комплексе. Основные задачи ЦБ РФ заключаются в недопущении несанкционированного оттока капитала за рубеж и обеспечении экономической безопасности страны.

Особый статус имеют агенты валютного контроля. Этой категории посвящен п. 3 ст. 22 закона 173-ФЗ. Агентами норма называет банки, обладающие универсальной лицензией, профессиональных игроков рынка ценных бумаг, а также государственную корпорацию «ВЭБ.РФ». Их обязанностью является надзор за валютными операциями клиентов – резидентов и нерезидентов. С этой целью агенты формируют специальные структурные подразделения – службы, отделы, бюро.

Последним звеном валютного контроля следует считать государственные органы. Надзорными функциями Правительство России наделило сразу два ведомства:

  1. Налоговая служба РФ. Полномочия инспекций определены правительственным постановлением № 506 от 30.09.04. К компетенции органа относится контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами в сделках на территории России. Ведомство вправе утверждать формы извещений об открытии счетов за рубежом, разрабатывать инструкции по их заполнению. Для реализации поставленных задач ФНС РФ проводит проверки, запрашивает у обслуживающих банков и участников валютных операций документы. В перечень могут входить контракты, таможенные декларации, выписки о движении валюты по счетам, справки и др. Служба наделена правом применения к нарушителям мер ответственности. Подробно компетенция описана на официальном портале. Перечень нормативных актов, на соответствие которым проводится оценка, закреплен распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-2/278@.
  2. Таможенная служба России. Полномочия ведомства сводятся к контролю валютных операций при перемещении товаров, услуг и работ через границу. Надзор охватывает проверку заявленной стоимости ценностей, их происхождения, верности исчисления пошлин (ст. 313, 314, 315 ТК ЕврАзЭС). Таможенная служба следит за соразмерностью расчетов при импорте/экспорте и трансграничном бартере. Деятельность органа регламентируется ведомственными приказами № 615 от 02.04.12, № 289 от 18.02.13 и прочими актами. Полный перечень нормативных актов представлен на сайте ФТС РФ.

Важно понимать, что ни налоговая, ни таможенная службы не вправе проводить проверку в отношении агентов валютного контроля (банков, финансовых объединений). Оценка соблюдения этими участниками закона 173-ФЗ остается в ведении ЦБ РФ.

Компетенция агентов валютного контроля во многом схожа с полномочиями государственных органов. Так, ст. 23 закона 173-ФЗ наделяет обе группы следующими правами:

  • проведение проверок на предмет соблюдения валютного законодательства;
  • оценка достоверности учета операций;
  • запрос документов, связанных с транзакциями или открытием счетов в иностранных денежных единицах.

Минимальный срок исполнения запросов норма устанавливает на отметке в 7 рабочих суток. Правилами банка или распоряжением государственного органа этот период может увеличиваться.

Налоговая и таможенная службы наделены дополнительными полномочиями (п. 2 ст. 23 закона 173-ФЗ). Они вправе выдавать участникам ВЭД обязательные предписания и налагать санкции за нарушения. Банк же при неисполнении требования может лишь отказать в проведении платежа. Кроме того, о признаках нарушения кредитная организация уведомляет государственные структуры. Самостоятельно агент валютного контроля наказания не применяет.

Сходство полномочий не означает единого правового регулирования. Инструкции для банков и финансовых объединений утверждает ЦБ РФ. Государственные органы должны руководствоваться постановлениями Правительства России и ведомственными актами.

Что проверяет банк

В обязанности кредитных объединений входит оценка транзакций на соответствие ст. 9 и 10 закона 173-ФЗ. Нормы дают определение объектам валютного контроля.

Резиденты

Нерезиденты
Законными признаются операции в рублях с использованием счетов, открытых на территории РФ и за ее пределами. В иностранной валюте разрешается совершать переводы следующего характера:
· перечисление выручки по сделкам с нерезидентами от комиссионера (агента/поверенного) комитенту (принципалу/доверителю);
· расчеты по договорам фрахтования, транспортной экспедиции, перевозки;
· торговля внешними ценными бумагами;
· продажа товаров в беспошлинной зоне или в пути на международных рейсах; · платежи в бюджет, если таковые предусмотрены в иностранной валюте;
· расчеты, связанные с деятельностью дипломатических, консульских образований, а также правительственных представительств;
· трансграничные переводы между физлицами в пределах 5 000 американских долларов за 1 операционный день;
· оплата и компенсация расходов работникам в пути и служебных командировках; · расчеты между российскими перевозчиками и зарубежными партнерами;
· выплаты в пользу родственников, счета которых открыты за пределами РФ.

Всего в списке ст. 9 закона 173-ФЗ указано 30 типов валютных операций, разрешенных резидентам. Перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Выход за его рамки признается нарушением.

При этом с обслуживающими банками клиенты могут рассчитываться иностранными деньгами без ограничений
Эта категория лиц может без ограничений переводить валюту между своими российскими и зарубежными счетами. На территории России им разрешено рассчитываться иностранными деньгами с другими нерезидентами. При этом важно соблюдать лимит наличных платежей (п. 6 указания ЦБ РФ № 3073-У)

Операции в валюте между резидентами и нерезидентами попадают под действие закона 173-ФЗ в силу ст. 6. Ограничений по срокам и суммам норма не вводит. Исключения составляют нормативы, устанавливаемые для защиты государственных золотовалютных резервов, поддержания платежеспособности страны и предотвращения резких колебаний курса рубля РФ.

Таким образом, под валютный контроль банка в 2019 году попадают расчеты между рядовыми гражданами, предпринимателями, юридическими лицами. Кредитное учреждение обязано проверять соблюдение нормативных предписаний при получении иностранных инвестиций, проведении экспортных операции, импорте ценностей и даже переводах родственникам. Надзорную деятельность банк осуществляет, запрашивая у участников расчетов документы. Ключевой задачей является идентификация экономической природы платежа.

Все о валютном контроле: цели, меры, последствия нарушений

Порядок осуществления валютного контроля агентом

При работе с резидентами и нерезидентами банки обязаны руководствоваться инструкцией ЦБ РФ № 181-И от 16.08.17. Общими положениями этого регламента кредитным учреждениям предписано возлагать надзорные функции на штатного сотрудника. Такой специалист запрашивает у клиентов документы по операциям, получает устные и письменные пояснения. Крупные финансовые объединения формируют целые отделы и службы для решения поставленной задачи.

Агенты валютного контроля вправе запрашивать сведения, напрямую касающиеся проверяемых транзакций. Базовый перечень документов утвержден статьей 23 закона 173-ФЗ:

  • удостоверения личности физлиц;
  • решения о назначении руководителей;
  • доверенности представителей;
  • регистрационные свидетельства (листы записи) предпринимателей и компаний;
  • ИНН;
  • правоустанавливающие бумаги на недвижимость;
  • извещения об открытии резидентом счетов за пределами РФ с отметками налогового органа;
  • подтверждение статуса и правомочности участника-нерезидента;
  • основания валютной операции (контракты, накладные, инвойсы на сумму договора);
  • таможенные декларации;
  • соглашения о факторинге;
  • данные о супружеских отношениях участников сделки и т. д.

Набор документов зависит от специфики транзакции, статуса сторон и прочих обстоятельств. При этом единой формой отчетности по валютным операциям для резидентов признается справка. Составлять ее клиенты должны самостоятельно с использованием утвержденного бланка. Банки отчитываются в проведении контроля ведомостями (п.1.3 Инструкции № 181-И).

Если резидент-участник не может оформить справку лично, он делегирует эту задачу обслуживающему кредитному учреждению. За дополнительную плату сотрудник заполнит форму. Законность такой схемы подтверждена п. 8.4 той же инструкции.

Передать документы валютному агенту клиент обязан в течение 15 рабочих дней с момента зачисления иностранной выручки на транзит. Распорядиться деньгами он может лишь после их перевода на текущий счет. До прохождения проверки средства разрешено расходовать на оплату пошлин и услуг транспортных компаний (в рамках сделки).

Резидент вправе дать банку распоряжение о списании валюты с транзита досрочно. Условием исполнения такого поручения является указание кода операции согласно приложению № 1 к инструкции № 181-И. Порядок передачи таких сведений утверждается руководством кредитной организации.

В случае списания с валютного счета обосновывающие документы отправляются агенту одновременно с платежным поручением (п. 2.5 той же инструкции). Не требуют подтверждения следующие транзакции:

  • принудительное взыскание по актам уполномоченных государственных органов;
  • прямое дебетование по согласию клиента (акцепт);
  • расчеты с обслуживающим банком;
  • переводы в валюте между счетами владельца в пределах одной кредитной организации;
  • выплаты пенсий, стипендий, компенсаций и пособий физлицам;
  • списание средств в результате использования прикрепленной к валютному счету банковской карты (оплата через терминалы);
  • расчеты по аккредитиву.

Все о валютном контроле: цели, меры, последствия нарушений

Ограничиться указанием кода транзакции можно при платежах по контрактам с общей ценой менее 200 000 рублей (п. 2.7 Инструкции 181-И).

Отдельного внимания заслуживают операции по договорам, поставленным уполномоченным банком на учет. Регистрации подлежат соглашения между резидентами и нерезидентами, отвечающие критериям п. 4.2 регламента 181-И:

  • импорт и кредиты – 3 млн рублей и более;
  • экспорт – от 6 млн рублей.

Сроки постановки договора на учет жестко регламентированы.

Характер операции по контракту

Подача документовПункт инструкции ЦБ РФ № 181-ФЗ от 16.08.17
Расходные операции в валютеДень отправки платежного поручения 5.7.1
Зачисление валютной выручки 15 дней 5.7.2
Списание денег со счета, открытого за пределами РФ 30 суток по истечении 1 месяца, в котором совершена операция 5.7.3
Вывоз или ввоз декларируемых ценностей День отправки документов в таможенные органы 5.7.5
Вывоз или ввоз товаров, не подлежащих декларированию, а также оказание услуг, проведение работ и отчуждение интеллектуальных прав 15 дней 5.7.6 и 5.7.7

При расчете сроков во внимание принимают только рабочие сутки. Отсутствие отметки о регистрации контракта является основанием отказа от проведения операций по нему (п. 2.22 Инструкции ЦБ РФ № 181-И).

По таким сделкам агент валютного контроля обязан запросить дополнительно:

  • учетный номер контракта:
  • сроки репатриации;
  • код операции.

Общий принцип проверки при этом не меняется. Все документы передаются сотруднику банка в течение 15 дней с момента запроса.

Все о валютном контроле: цели, меры, последствия нарушений

Взаимодействие агента с ФТС и ФНС России

Кредитные организации обязаны формировать отчетность о контролируемых операциях. Делать это предписывается в электронном виде (п. 3.1 Инструкции № 181-И). В информационной базе отражаются данные, полученные в ходе проверок и предоставленные клиентами (резидентами и нерезидентами). Хранить сведения агент валютного контроля обязан в течение 3 лет. Архив необходим для исполнения запросов государственных структур.

Обмен информацией с налоговыми и таможенными службами регламентируется правительственным постановлением № 1160 от 26.09.17. Банки исполняют требования при условии:

  • включения в список документов, поименованных в ч. 4 ст. 23 закона 173-ФЗ;
  • указания государственной структурой признаков нарушения валютного законодательства;
  • данные для идентификации противоправной операции;
  • сведения для установления резидента или нерезидента, совершившего предполагаемый проступок.

На ответ кредитным и финансовым организациям отводится не менее 7, а ЦБ РФ – 20 рабочих дней (п. 7 постановления 1160).

Обратим внимание, что никаких обязанностей по периодической сдаче отчетности в ФТС или ФНС РФ валютным агентам не вменено. Участники системы лишь выполняют запросы чиновников. Прямого доступа к информационным базам у представителей государственных структур в 2019 году нет. Банк обязан уведомлять ФНС и ФТС РФ о выявленных нарушениях. Сообщение направляется не позднее 2 дней с момента обнаружения проступка (указания ЦБ РФ № 4498-У от 16.08.17).

При этом обмен данным остается двусторонним. В рамках контроля уполномоченный банк получает от таможенной службы сведения о декларируемых товарах. Данные передаются в электронном формате в течение 3 суток с момента выпуска, в том числе условного (п. 6.1 ст. 23 закона 173-ФЗ).

Схема надзорной деятельности ФНС и ФТС России

Работа госструктур строится в иной плоскости. Правила и сроки предоставления документов для валютного контроля регламентируются правительственным постановлением № 98 от 17.02.07. Нормативный акт вводит систему «запрос-ответ». Резиденты и нерезиденты обязаны исполнять письменные требования. При этом надзорный орган вправе получить документы лишь в рамках проверки конкретной операции (сделки).

Отдельные меры валютного контроля реализуются ведомствами в процессе основной деятельности.

ФТС РФФНС РФ
Таможенная служба следит за законностью перемещения наличной иностранной валюты, дорожных чеков, документарных ценных бумаг (ст. 15 закона 173-ФЗ). Ограничений по суммам не вводится. Однако капиталы свыше 10 000 американских долларов подлежат декларированию (ст.260 ТК ЕврАзЭС).

Дополнительно сотрудники ведомства ведут мониторинг. Специалисты анализируют полученную в ходе таможенного оформления информацию на предмет утечки капитала. Контроль охватывает расчеты по экспорту и импорту, включая бартерные сделки. На основании ст. 340 ТК ЕАЭС служба вправе затребовать у декларанта справку о предоставлении подтверждающих документов в банк
В штатном режиме налоговые инспекции принимают сообщения об открытии счетов за рубежом, уведомления об изменении их реквизитов. Резиденты-организации, разместившие капиталы за пределами РФ, обязаны извещать налоговый орган об операциях ежеквартально. На исполнение предписания отведено 30 суток. Их отсчитывают с момента окончания отчетного квартала (п. 4 постановления № 819 от 28.12.05)

Обратите внимание! Декларирование товаров, перемещаемых через границу России, выпуск продукции, а также иные процедуры, указанные в законе № 289-ФЗ от 03.08.18, к валютному контролю не относятся. В этом случае следует говорить о прямой функции ФТС РФ. В рамках таможенного надзора служба вправе запрашивать схожий пакет документов, направлять запросы в банки, проводить проверку заявленных декларантом сведений.

Все о валютном контроле: цели, меры, последствия нарушений

Последствия нарушений

Уклонение владельца счета от предоставления документов банку приводит к отказу в совершении операции. Средства, поступившие на транзитный счет, возвращают плательщику, а поручения о платежах не исполняют. Кроме того, пренебрежение руководством ООО правилами валютного контроля влечет за собой административную ответственность.

№ п.п. Проступок Санкции (штрафы указываются в рублях)Ссылка на норму
Компания Должностное лицо
1 Совершение операций, запрещенных закономОт ¾ до 100% суммы расчетов20 000–30 000Ст. 15.25 КоАП
2Опоздание с уведомлением об открытии счета за пределами РФ или подача извещения по неустановленной форме 50 000–100 000 5 000–10 000
3Сокрытие зарубежного счета

800 000–1 000 00040 000–50 000
4Неисполнение обязанности по получению валюты на счета за поставленные товары, оказанные услуги или работы, если таковые предусмотрены соглашением или законом 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки или ¾-1 суммы задолженности 20 000–30 000
5Уклонение от репатриации валюты в порядке ст. 19 закона 173-ФЗ Аналогично п. 4 Аналогично п. 4
6Пренебрежение порядком предоставления отчетности по валютным операциям 40 000–50 000 4 000–5 000
7Нарушение сроков подачи отчетов о движении средств по счетам за пределами РФМенее 10 дней 5 000–15 000 500–1000
От 10 до 30 суток 20 000–30 000 2 000–3 000
Свыше 30 суток Аналогично п. 6Аналогично п. 6

При совершении проступков повторно административная ответственность ужесточается. Справка: Официальное определение репатриации валюты приводится в ст. 19 закона 173-ФЗ. Термином обозначают:

  • получение резидентом от нерезидента платы за поставленные товары, услуги или работы;
  • возврат авансов за ценности, которые не были переданы резиденту по контракту;
  • зачисление на счета резидента средств от должника по договорам займа или кредита.

В целях контроля норма предписывает указывать в соглашениях точные сроки совершения операций.

Уклонение от репатриации валюты на крупные суммы грозит руководству компании уголовными санкциями. Правоохранители возбуждают дела на основании ст. 193 УК РФ при достижении недостачи 9 млн рублей. Преступникам назначают наказание в виде штрафа в 300 000–500 000, лишения заработка на 2–3 года, принудительных работ в течение 4 лет или заключения в исправительном учреждении на тот же период. При достижении суммы невозврата особо крупного размера (45 млн рублей) или совершении деяния в группе санкции ужесточаются. Суд вправе лишить виновников свободы на срок до 5 лет.

Уголовная ответственность наступает также при перечислении валюты нерезидентам по подложным документам (ст. 193.1 УК РФ), уклонении от перечисления таможенных пошлин (ст. 194 УК РФ).

Поскольку наличие умысла не является квалифицирующим признаком, инициировать разбирательство могут в результате банальной ошибки. Крупные кредитные организации предлагают своим клиентам защиту от подобных ситуаций. Так, Сбербанк, «УРАЛСИБ», ВТБ, «Тинькофф» и другие оказывают консультационные и посреднические услуги. Специалисты берут на себя подготовку документов для валютного контроля. Нередко поддержка включает полное сопровождение внешнеторговых договоров.

Важные изменения 2018–2019 гг.

Не так давно парламентарии пересмотрели определение надзорной деятельности. Законом 427-ФЗ от 28.12.17 к категории подконтрольных лиц отнесли россиян, проживающих на территории иностранного государства. В обновленной редакции 173-ФЗ отсутствуют исключения для соотечественников, проживающих за пределами России более года. Валютное резидентство теперь напрямую связано с гражданством. При этом для лиц, пребывающих в иностранных государствах более 183 дней подряд, сохранено освобождение от подачи сообщений о зарубежных счетах. Им разрешены валютные операции за границей. При этом поправка дает налоговой инспекции право проводить проверки в отношении указанных граждан. Краткий анализ изменений опубликован в бесплатной версии справочно-правовой системы.

Все о валютном контроле: цели, меры, последствия нарушений

Следующая волна изменений закона о валютном контроле пришлась на март 2018-го. Наиболее важным моментом стала отмена паспорта сделки. Документ заменили процедурой регистрации контракта в банке. Поставить соглашение на учет участник обязан, если его сумма достигла 3 млн (импорт) и 6 млн рублей (экспорт). Стоимость обязательств пересчитывают по курсу на дату заключения или внесения в договор последних изменений (п.4.2 инструкции 181-И).

Другим нововведением стала отмена справок о валютных операциях. Ранее этот документ был обязательным и подавался в банк. Теперь он не нужен.

В минувшем году депутаты существенно расширили полномочия агентов валютного контроля. У финансовых учреждений появилось больше оснований для отказа в проведении операций. Отклонить требование клиента банк может при выявлении даже незначительного нарушения закона 173-ФЗ.

Таким образом, надзорная деятельность охватывает широкий спектр расчетов между резидентами и нерезидентами. В схеме задействованы не только государственные структуры, но и обслуживающие банки. Кредитные организации проводят первичную проверку, запрашивают документы у своих клиентов. Неисполнение требований грозит отказом в проведении платежа или возвратом валютной выручки контрагенту. Более того, нарушения законодательства влекут административную и уголовную ответственность. Санкции к виновникам применяют ФНС и ФТС РФ.

Ссылка на основную публикацию