Отказ в открытии расчетного счета ИП
Законодательство относит банковское обслуживание к категории публичных услуг. Заключать договор финансовые объединения обязаны с каждым обратившимся клиентом (статья 846 ГК РФ). Отказ кредитной организации в открытии расчетного счета для ИП возможен лишь по строго определенным основаниям. Таковыми могут служить обстоятельства, не зависящие от сторон либо признаки недобросовестности предпринимателя.
Почему банк отказывается от сотрудничества: выясняем причину
До изменения правил финансового контроля отказы в открытии банковских счетов встречались редко. Появление «черного списка» Росфинмониторинга увеличило долю отрицательных решений по заявкам до 10–15%. По подозрению в нарушении закона 115-ФЗ кредитные организации отклоняют наибольшее число анкет.
Причины отказа могут быть и иными:
- Блокировка или арест других счетов. Банк вправе отказать в обслуживании, если в отношении клиента вынесено решение о приостановке безналичных операций. Такие меры, например, применяют к налоговым должникам и предпринимателям, не сдавшим своевременно отчетность.
- Формальные или технические ошибки. Поводом отклонения обращения служит неполный пакет приложений, неверно оформленная доверенность представителя, истекший срок паспорта. В этом случае менеджеры финансовой организации охотно поясняют порядок устранения недочетов.
- Утрата дееспособности. Судебное решение является непреодолимым препятствием для самостоятельного совершения любых гражданско-правовых сделок.
Законным основанием отклонения заявки будет и отсутствие у финансовой организации лицензии на ведение расчетных счетов.
Банк молчит! Как узнать причину отказа?
Встречаются ситуации, когда основания отрицательного решения сотрудниками банка не озвучиваются. Вероятность столкновения с проблемой высока в следующих ситуациях:
- испорченная кредитная история;
- споры о банкротстве предпринимателя;
- сомнительная репутация;
- длительная сдача в налоговые органы нулевых либо убыточных отчетов;
- прекращение обслуживания в другом банке из-за нарушений «антиотмывочных» правил.
Официальный ответ клиент может получить, направив письменную претензию (пункт 13 статьи 7 закона 115-ФЗ).
Что делать, если счет открывать не стали
Необоснованные отказы от сотрудничества можно оспорить в административном или судебном порядке. Так, в Сбербанке России успешно работает система урегулирования конфликтов с клиентами. Сотрудники рассматривают претензии в течение 2–4 недель. Кроме того, кредитная организация активно продвигает услугу онлайн-консультирования. Похожие схемы реализованы руководством «ВТБ 24», «УРАЛСИБ», «Альфабанка».
Если напрямую разрешить конфликт не удалось, на неправомерные действия можно пожаловаться в Центробанк РФ. Совместно с регулятором Росфинмониторинг с конца 2018 года рассматривает сообщения о незаконном применении норм 115-ФЗ. Оценку действиям кредитной организации дает специальная комиссия.
Остается у коммерсантов и традиционный способ защиты. Обжаловать необоснованный отказ можно в суде. Если действия банка признают незаконными, в пользу истца взыщут компенсацию убытков.
Рекомендации специалистов
Столкнувшись с проблемами в открытии счета, бизнесмен должен действовать решительно. Отклонение заявки – тревожный сигнал. Если причиной окажется включение в «черный список», вести дальнейшую коммерческую деятельность будет очень сложно. Алгоритм сводится к следующим шагам:
- получение письменного ответа о причинах отказа;
- попытка устранить препятствие мирным путем;
- обращение за помощью к комиссии Центробанка и Росфинмониторинга;
- судебное разбирательство.
Юристы напоминают о недопустимости обмана кредитных организаций. Полулегальные схемы приведут к усложнению ситуации и лишат возможности отстаивать интересы в законном порядке.